18 марта в Барнауле в гимназии № 42 прошло первое испытание очного этапа конкурса «Учитель года Алтая-2025». Каждый из 24 педагогов провел внеурочное занятие «Разговор со школьниками».
Темы занятий конкурсанты знали заранее. Они достались им по итогам жеребьевки. На «Разговор со школьниками» отводилось 20 минут и 10 минут давалось на общение с жюри.
Педагоги должны были транслировать на занятии традиционные российские духовно-нравственные ценности. Часть конкурсантов поделилась, как прошел разговор с гимназистами.

Учитель информатики школы ЗАТО Сибирский Алтайского края Андрей Веснин побеседовал с семиклассниками о важности исторической памяти. Вместе с ребятами он разобрал цитату художника Ильи Глазунова «Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее» и познакомил их с его картиной «История в лицах». Педагог продемонстрировал на занятии медали, похвальные листы, Библию и другие предметы, которые хранят в себе память. Ребята усвоили, что через память передаются человеческие ценности, а традиции их формируют. Педагог уверен, что ребята запомнят его занятие и то, о чем они говорили.

Сила духа есть у каждого человека — к такому выводу подвела третьеклассников учитель начальных классов Михайловской школы № 1 Михайловского района Наталья Головина. Она процитировала слова Юрия Гагарина «Главная сила человека — это сила духа», а также привела в пример героиню рассказа Нины Артюховой «Трусиха». По сюжету, девочка находит в себе мужество прогнать злую собаку, сорвавшуюся с цепи, и тем самым защищает младшего брата.

Учитель биологии, химии школы № 9 имени Героя РФ С. Ю. Медведева из Бийска Ирина Гребер напомнила десятиклассникам про достижения писателя и режиссера Василия Шукшина, космонавта Германа Титова, хирурга Юрия Тена, конструктора стрелкового оружия Михаила Калашникова и писателя Виталия Бианки. Старшеклассники сами определили и назвали личностные качества, которые позволили этим выдающимся людям достичь значимых результатов. Педагог обратила внимание ребят на то, что в своей жизни они могут ориентироваться на этих людей и развивать в себе такие же качества. Занятие, как задумывала учитель, получилось еще и профориентационным.

Важность сохранения исторической памяти — тема занятия, которое провела учитель начальных классов школы № 98 Барнаула Наталья Данкова. В центре обсуждения были слова писателя Виктора Астафьева «Жив народ, пока жива его историческая память». Педагог рассказала третьеклассникам про пионерский лагерь Артек, эвакуированный в годы Великой Отечественной войны на Алтай, в Белокуриху. Также учитель обратила внимание, что в 2025 году в России отмечают 100-летие «Артека» и 80-ю годовщину Великой Победы. Хоть ребята уже и знали историю Артека, они открыли для себя новые факты и своими глазами увидели, как выглядела путевка в этот лагерь в 1941 году.

Учитель истории и обществознания школы № 1 им. П. П. Корягина Благовещенского района Анна Дегтярева составила беседу на тему «Каждый человек на земле, чем бы он не занимался, играет главную роль в истории мира». Автор этих строк — бразильский писатель Пауло Коэльо. Педагог ставила перед собой цель показать детям, что каждый из них уникален. Любой человек, независимо от возраста, пола и социального статуса, может внести вклад в историю семьи, государства и мира в целом, сказала педагог. Шестиклассники работали в трех группах с материалами про известных личностей. В ходе рефлексии они решали, какой след хотели бы сами оставить в истории.

Разговор о гуманизме с шестиклассниками составил учитель математики и информатики Енисейской школы Бийского района Роман Комаров. Педагог объяснил ребятам слова Махатмы Ганди «Умение прощать – это свойство сильных. Слабые не умеют прощать» и донес до них мысль, что обиды вытесняют душевные качества, а человек прощающий живет в радости и любви.

«Из чего складывается репутация?» — актуальная тема для семиклассников. В этом уверена учитель математики Зеленодубравинской школы Рубцовского района Кристина Лейс. Для раскрытия темы она выбрала Кунг-фу панду. На примере жизненного пути этого необычного и многим знакомого персонажа, учитель показала, как формируется репутация.
— Мы привыкли, что супергерой — это тот, кто стреляет паутиной из рук. Но чтобы стать героем, не нужно обладать выдающимися физическими, внешними особенностями. Мне было важно донести до ребят, что всё что им нужно, уже внутри них, и важно это развить и транслировать в социум, — отметила Кристина Лейс, комментируя занятие.
Педагог считает, что современные школьники очень зависимы от визуала и обычной презентацией удивить их сегодня тяжело. Поэтому в конце занятия учитель подарила каждому из ребят стикеры с цитатами из мультфильма на гаджеты.

Что такое достоинство? Какие люди считаются достойными? Об этом шла речь на занятии с учащимися 9 класса. Учитель истории и обществознания Родинской школы № 2 Родинского района Наталья Мясоедова рассказала, почему Иван III, Петр I и Екатерина II вошли в историю Великими. Учитель и ученики также поговорили о Елизавете Глинке, более известной как Доктор Лиза, и ребятах, которые выводили людей из концертного зала Крокус Сити Холл в марте 2024 года. После этого разговора был сделан вывод: «Достоинство страны — величие ее граждан».
— Я хотела показать ребятам, что любой человек, в котором есть нравственный стержень, может в любой момент совершить великий поступок в ситуации, которая встретится на его пути. Дети ушли с занятия с пониманием того, что каждый из них способен на такой подвиг или поступок, — прокомментировала Наталья Александровна.

Учитель математики Петропавловской школы имени Героя Советского Союза Д. А. Жукова Петропавловского района Елена Пенкина поговорила с пятиклассниками про права и свободы человека. На занятии она отметила, что важно не только обладать своими, но и уважать чужие права, соблюдать законы и быть человеком с большой буквы. Был на занятии и интерактив: ребята составляли эмблему такого человека и назвали качества, которыми он должен обладать.

Занятие по теме «Мои университеты» учитель истории и обществознания школы № 78 Барнаула Вячеслав Пермяков начал с рассказа про известную в нашей стране семью Михалковых. Педагог говорил с семиклассниками о том, почему потомки литератора, автора текста гимна России Сергея Михалкова унаследовали его творческий путь, и как вообще семья влияет на человека в плане выбора им жизненного пути. Был сделан вывод, что именно семья является для человека его первым университетом. По заданию учителя, ребята написали своим родителям письма со словами благодарности. Интересно, что педагог использовал на уроке музыку, созданную им в нейросети. Он также поделился, что разговорить ребят ему помогла игрушка Капибара – талисман, который перед конкурсом ему подарила дочь. Каждый из ребят передавал друг другу по эстафете эту игрушку, отвечая на вопрос: что значит для него семья.

Сложная задача стояла перед учителем начальных классов Голухинской школы Заринского района Еленой Подкорытовой. Ей нужно было объяснить первоклассникам, что такое совесть. Педагог сделала это, показав им видеофрагменты из советских и российских мультфильмов. Также она вручила ребятам коробку под названием «Совесть класса», в которую ребенок может положить письмо с описанием своих чувств, если вдруг поступит плохо.

Учитель физики и информатики Быстроистокской школы Дмитрий Чублов говорил с учащимися 10 класса о коллективизме. В ходе беседы участники занятия обсудили смысл цитаты Владимира Даля «Не может русский человек быть счастлив в одиночку», басни Льва Толстого «Отец и сыновья» и притчи «Ад и рай». По словам педагога, занятие было направлено на сплочение класса, повышение мотивации к взаимодействию в коллективе.

Конкурсанты были разделены на три группы, у каждой из них было свое жюри. Оно оценивало их методическую грамотность, коммуникативную культуру, умение раскрыть тему и другие моменты.
Алексей Лисин, председатель номинационного жюри первой группы, победитель краевого конкурса «Учитель года Алтая — 2013», лауреат всероссийского конкурса того же года, директор барнаульской школы № 125:
— На первом конкурсном испытании происходит момент адаптации педагогов, они впервые знакомятся с членами жюри, с учениками. Конкурсанты, которых мы видим в нашей группе, за доли секунды справляются с волнением, и показывают занятие на очень хорошем уровне.
Светлана Романенко, председатель номинационного жюри второй группы, директор Алтайского краевого педагогического лицея-интерната:
— В работе жюри я участвую второй год. Лично мне заметен профессиональный рост конкурсантов. Мы наблюдаем их профессиональную гибкость, глубину понимания тем, умение реагировать на профессиональные вызовы и современные тренды. История динамики движения конкурсантов в собственном развитии, их способы воздействия на детскую аудиторию, которые мы видим здесь и сейчас, вызывают восторг. Темы разговоров для некоторых возрастных категорий детей подобраны очень сложные, но педагоги этих провокаций не боятся. Очень тонко, очень изящно реагируют, и, кажется, что очень быстро завоевывают детские сердца.
Отметим, что педагоги-конкурсанты могли посещать конкурсные занятия своих коллег.
19 марта учителя проведут уроки – это будет второе конкурсное испытание первого тура. По его итогам станет известна девятка конкурсантов, которая перейдет в следующий тур.