11 октября 2022 года в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова открылась научно-практическая конференция по реализации регионального проекта «Шахматы в школе». Ее проводят Правительство края, региональное Министерство образования и науки, Федерация шахмат Алтайского края, АИРО, Краевой шахматный клуб и Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи.
В конференции принимают участие более 150 человек. Это руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием региона, учителя начальных классов и педагоги школ, участвующих в проекте «Шахматы в школе».
Он включает в себя обучение учителей начальных классов и педагогов преподаванию шахмат на базе АИРО, укомплектование школ шахматным инвентарем, организацию и проведение конкурса на лучшее преподавание шахмат среди муниципальных школ.
На открытии конференции выступила заместитель министра образования и науки Алтайского края Галина Синицына:
— Конференция, посвященная продвижению проекта «Шахматы в школе», проводится в нашем регионе впервые. Уже несколько лет край внедряет этот проект, он поддерживается Правительством региона. Важно создавать условия для формирования аналитических способностей ребят. Шахматы позволяют это делать. Несмотря на то, что преподавание шахмат — необязательный предмет, он имеет большую значимость. На мероприятии хотим услышать, какие еще меры нужно предпринять Министерству, какие вопросы и задачи решить, чтобы у проекта было большое будущее.
К собравшимся обратился президент федерации шахмат Алтайского края Артем Поломошнов:
— Проект «Шахматы в школе» реализуется в 51 муниципалитете, в 218 школах края. Кроме того, у нас действуют девять сельских школьных шахматных клубов. В прошлом году еще восемь шахматных клубов открылись на средства президентского гранта. Шахматы — не просто вид спорта, а инструмент для развития детей. Поэтому важно поддерживать их интерес к игре.
Конференция продолжила свою работу в формате секции. Ее модерировала декан факультета управления развитием образования АИРО им. А.М. Топорова Елена Дронова. Педагоги из образовательных организаций городов и районов Алтайского края представили свой опыт реализации регионального проекта «Шахматы в школе».
Учитель начальных классов Тальменской школы № 5 Наталья Царегородцева рассказала, что шахматный клуб в их школе действует четыре года. Она перечислила учебные пособия, которые использует при подготовке школьников к шахматным соревнованиям. Также педагог поделилась информацией, что занятия в их школе проводятся на специализированных шахматных платформах, ученикам устраивают сеансы одновременной игры, праздники шахмат. Интерес детей к игре в школе поддерживают наградами, упоминаниями успехов ребят в школьной газете и на сайте. Кроме того, имена победителей и их достижения размещают на стендах. В конце выступления Наталья Ивановна продемонстрировала образовательные результаты учеников разных классов в виде инфографики, из которой видно, что в тех параллелях, где ребята играют в шахматы, качество знаний и успеваемость заметно выше.
О том, как реализуют шахматный проект в Первомайской школе Бийского района, рассказала учитель физической культуры Анна Сорокина. Как и предыдущий спикер, она обратила внимание, что проект мотивирует обучающихся и повышает их образовательные результаты, а также отметила, что число ребят, которые хотят играть в шахматы, в их школе с каждым годом растет. Педагог считает, что собственный пример и практическая игра — основные методы мотивации на занятиях. Кроме того, стимул для дальнейшего роста обучающимся дает участие в районных, городских и краевых соревнованиях.
Воспитательный потенциал проекта «Шахматы в школе» раскрыли учителя начальных классов гимназии № 1 г. Бийска Ирина Кондрашова и Аксана Нижегородцева. В их образовательном учреждении проходят шахматные турниры, интегрированные уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия по шахматной тематике. Чтобы заинтересовать больше ребят настольной игрой, в школе проводятся мероприятия, посвященные шахматам: концерты, сеансы одновременной игры, викторины, конкурс инсценированных шахматных сказок, конкурс чтецов шахматной поэзии. Школьные, городские, краевые, всероссийские турниры тоже привлекают внимание детей к игре. Докладчики подчеркнули, что шахматы являются эффективным средством для повышения интеллектуального уровня школьников, развивают память, воображение, внимание. Так, исследование показало, что скорость интеллектуальной реакции у детей активно играющих в шахматы, на 40% выше, чем у неиграющих.
Об интеграции проектов «Шахматы в школе» и «Точка роста» рассказал учитель физической культуры Краснопартизанской школы Чарышского района Сергей Шабанов. Обучение детей шахматам является одним из направлений деятельности центров образования «Точка роста». Для этого в них специально обустроена зона для отдыха и игр в шахматы. Оборудование центров «Точка роста», проектор и интерактивная доска, помогают в обучении детей шахматам, а с помощью компьютеров школьники имеют возможность участвовать в шахматных онлайн-турнирах.
Учитель физической культуры Чернокурьинской школы Мамонтовского района Александр Штоппель поделился с коллегами, как осуществлять сетевое взаимодействие при реализации шахматного проекта. Как отметил педагог, совместная деятельность образовательных учреждений, некоммерческих организаций и усилия заинтересованных лиц, позволяют быстрее достичь нужных результатов в работе над проектом — привлечь в игру больше учащихся, направлять их на соревнования, создать шахматный клуб и так далее.
Большой интерес вызвало выступление учителя истории Волчихинской школы № 2 Дмитрия Кузьмина. Он рассказал, как правильно организовать соревнования по шахматам. По его словам, необходимо включить соревнование в единый календарный план, написать положение и набрать судейскую бригаду. Учитель напомнил участникам конференции, что соревнование будет иметь статус официального только в том случае, если игру оценивает квалифицированный судья.
Отметим, что обучение учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования и воспитателей детских садов методике преподавания шахмат проводится на базе АИРО. По итогам обучения слушателям выдают сертификат о прохождении курсов повышения квалификации государственного образца.
Завершающим выступлением стал доклад педагога дополнительного образования гимназии № 123 г. Барнаула Александра Долгова о достижениях и трудностях в реализации проекта. Успехом можно считать активное участие гимназистов в соревнованиях различных уровней и их победы, а также ежегодный прирост участников олимпиад, говорит Александр Александрович. Педагог обозначил ряд управленческих и других проблем, с которыми столкнулся на практике. Среди них, к примеру, недостаток помещений и времени для занятий внеурочной деятельностью, необходимость привлечения спонсоров для участия в статусных соревнованиях.
В ходе работы первой секции участники рассмотрели разные варианты реализации проекта «Шахматы в школе» и пришли к выводу о важности его продолжения.
Артем Поломошнов добавил, что директора сельских школ, желающие принять участие в проекте «Шахматы в школе», могут заполнить заявку в одноименном разделе на сайте Федерации шахмат Алтайского края.