27 марта в барнаульской гимназии №27 им. Героя Советского Союза В.Е. Смирнова состоялась межрегиональная педагогическая конференция с международным участием «Повышение качества математического образования и активизация проектно-исследовательского опыта естественно-научной направленности в начальной школе».
Мероприятие организовал Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова в партнерстве с отделением по начальному общему образованию краевого учебно-методического объединения и гимназией №27 имени Героя Советского Союза В.Е. Смирнова, при поддержке Министерства образования и науки Алтайского края.
В конференции приняли участие более 200 учителей начальных классов, методистов, педагоги основной школы, руководителей школьных и муниципальных методических объединений, заместителей руководителей общеобразовательных организаций из более 30 городов и районов края.
Пленарную часть конференции открыла Татьяна Райских, заместитель директора по научной и инновационной работе:
– Эта конференция проходит не только в целях реализации Комплексного плана повышения качества математического и естественно-научного образования до 2030 года, но и с целью выстраивания технологического суверенитета Российской Федерации. В настоящее время в школы требуются специалисты, имеющие в базе своей подготовки предметы естественно-научного цикла, поэтому уже с начальной школы педагоги должны формировать у школьников интерес к изучению этих предметов.
Директор барнаульской гимназии №27 им. Героя Советского Союза В.Е. Смирнова Ольга Бутенко дополнила:
– Я уверена, что именно уровень начального образования позволяет формировать у младших школьников функциональную грамотность. Учителя начальной школы закладывают тот фундамент, который поможет стать ученикам младших классов успешными и на следующих этапах обучения и обеспечит связь начальной школы с основной.
Первой на пленарной части выступила Татьяна Смолеусова, профессор кафедры начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ее тема была связана формированием математической грамотности обучающихся. Она рассказала о том, какие приемы и методы может использовать учитель, чтобы показать связь математики с жизнью и сформировать на более глубоком системном уровне функциональную грамотность.
Кроме того, она представила банк PISA-подобных заданий, с помощью которых можно оценить уровень сформированности математической грамотности у школьников, а также схему взаимосвязи между реальным миром и математическим.
– Нужно учить использовать математическое знание для решения проблем реального мира. Математические рассуждения здесь играют ключевую роль, их нужно интерпретировать и формулировать на математическом языке, – отметила она.
Также Татьяна Викторовна привела примеры задач из собственных пособий и рабочих тетрадей, которыми можно пользоваться с целью формирования математической грамотности у учащихся.
Марина Кузнецова, ведущий научный сотрудник центра начального общего образования московского Института содержания и методов обучения, рассказала об осознанном чтении как компоненте естественно-научной и математической грамотности.
– Если говорить о чтении с целью получения информации, у нас как у педагогов должен возникать вопрос о различии стратегий чтения художественного и информационного текста. Одна из трудностей, которая зафиксирована в исследованиях – 40 % школьников относятся к чтению для получения информации также, как и к чтению художественного текста. Для начального образования важно научить учеников различать эти стратегии, – подчеркнула Марина Ивановна.
Выступающая выделила трудности, с которыми может сталкиваться педагог при обучении осознанному чтению текстов разных видов, а также перечислила структурные особенности математического текста.
На примерах она показала, как можно сформировать осознанное чтение как при работе с художественным текстом на уроках русского языка и литературного чтения, так и при работе с информационным текстом на уроках математики и окружающего мира.
Профессор кафедры общей и специальной педагогики Московского психолого-социального университета, автор пособий для начальной школы издательства «Просвещение» Лилия Тимофеева рассказала о формировании основ учебно-исследовательской деятельности в начальной школе как условия повышения качества естественно-научного образования.
– Превращение способов познания, приемов и логики исследовательской деятельности из теневой стороны процесса обучения в предмет изучения – источник развития интеллекта и личностных качеств младшего школьника. Учащиеся начальной школы должны не просто проводить опыты, а понимать, как и для чего происходит эта работа, в каком случае какой способ познания целесообразно использовать, а для этого необходимо дать детям возможность пройти все этапы исследовательской деятельности, – пояснила она.
Заведующий лабораторией по сопровождению деятельностных практик, доцент кафедры математического образования, информатики и ИКТ АИРО имени А.М. Топорова Наталья Решетникова рассказала про контрольно-оценочную самостоятельность младшего школьника как необходимое условие учебной успешности.
– Дети начальной школы, как правило, склонны погружаться в предмет и вся их деятельность сосредоточена на обучении, а более старшие ученики задаются вопросом, связанным с полезностью получаемых знаний. Важно сформировать у обучающихся контрольно-оценочную самостоятельность по итогам выпуска из начальной школы.
Наталья Валерьевна объяснила: педагогу необходимо создать условия, чтобы внешние действия контроля и оценки учителя по отношению к ребенку перешли во внутренние действия самого ребенка. Он должен видеть в каких местах допустил ошибку и понимать, почему его оценили именно так – знать критерии оценивания.
С темой «Использование результатов ВПР для повышения качества начального общего образования» выступила Лилия Поворознюк, руководитель краевого отделения учебно-методического объединения по начальному общему образованию, учитель начальных классов барнаульской школы №55.
– ВПР – один из показателей эффективности работы педагога. Использование результатов ВПР может помочь своевременно оказывать ресурсную организационную поддержку учащимся, разрабатывать индивидуальные адресные темы для них, формулировать рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях, а также совершенствовать собственные знания, – отметила Лилия Владимировна.
В ходе конференции работало пять секций, на которых более 30 учителей начальных классов обсудили формы эффективного внутришкольного взаимодействия и обеспечение преемственности начальной и основной школы, а также представили успешные практики повышения качества математического образования, методические приемы работы с текстом и организации контрольно-оценочной деятельности на различных этапах урока.
Эффективные приемы и методы повышения качества математического образования при работе с детьми-белингвами в начальной школе на секции представила Татьяна Гоженко, учитель начальных классов российско-таджикской школы имени Д.И. Менделеева города Турсунзаде Республики Таджикистан.
– Конференция – отличная площадка для обмена актуальными практиками и методиками эффективного повышения качества математического образования. Очень интересные вопросы решают педагоги, каждая практика дополняет другую и по итогам сгладывается единая стратегия и понимание как работать и какие приемы использовать. Представлено очень много полезных материалов, которые во многом облегчат работу, – поделилась впечатлениями Татьяна Петровна.
На сайте АИРО в подразделе «Методические материалы» раздела КУМО можно ознакомиться с записями выступлений спикеров, а также с презентациями педагогов, выступивших на секциях.
Справка
Мероприятие прошло в рамках реализации Комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования в Алтайском крае на период до 2030 года, в целях адресной методической поддержки учителей начальной школы и выявления лучших практик, а также в рамках деятельности Федеральной инновационной площадки «Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в условиях перспективного развития системы образования Алтайского края», статус которой АИРО получил в 2024 году.























