Более 50 педагогов школьных театров из Алтайского края стали участниками образовательной программы «БДФ Школа». Мероприятие прошло с 21 по 23 апреля в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова в рамках региональной программы Большого Детского фестиваля «ЭХО БДФ — Алтай».
От имени Губернатора Алтайского края Виктора Томенко участников «БДФ Школа» приветствовал заместитель Председателя Правительства региона Юрий Абдуллаев. Он напомнил, что по поручению главы государства в каждой школе страны обязательно должен действовать свой театр. Зампред Правительства также выразил уверенность, что педагоги, получат заряд творческой энергии и желание развивать театр в своих школах.
Команда из Москвы поделилась, как создавать качественные и осмысленные спектакли в школах. Формы работы были различными: очные мастер-классы, лекции, практические занятия, тренинги и даже коворкинг.
Открыл мероприятие исполнительный директор БДФ Игорь Колобов-Тесля. Он рассказал, что фестиваль существует уже 8 лет, а его направлению «БДФ Школа» — один год.
— Театр — важный инструмент развития детей и подростков. Им необходимо погружаться в сферу культуры, независимо от того, какую профессию они выберут. Неважно, станут они в будущем артистами или режиссерами. Они могут стать политиками, строителями или космонавтами. Важно другое: именно театральное искусство учит их взаимодействию, коммуникации, эмпатии, помогает раскрыть творческий потенциал.
Куратор «БДФ Школа», учитель литературы, заместитель директора по воспитательной работе школы «Золотое сечение», кандидат педагогических наук Антон Ткаченко отметил, что создание школьного спектакля — это сложный процесс, который требует творческого подхода, глубокого понимания педагогики, психологии и театрального искусства, и объяснил, зачем театр нужен школе.
Антон Ткаченко отметил, что по сей день в репертуарах театров России самыми популярными остаются пьесы Островского, Пушкина, Чехова, Шекспира и Гоголя. Лектор подчёркивает, что классика вполне уместна и на школьной сцене, но не стоит игнорировать произведения современных авторов. Особо он рекомендовал, подбирать для постановок сюжеты, соответствующие возрасту и уровню развития школьников. Также напомнил о жанровом многообразии, посоветовал не бояться сокращать авторские тексты и по-своему их интерпретировать.
Для учителей русского языка и литературы Антон Ткаченко провел отдельный мастер-класс на тему «Вишнёвый сад»: читаем или смотрим?». Он рассказал им, каким образом цифровые ресурсы могут быть полезны при изучении драматургии на уроках. Например, предложил знакомить учеников со сценической историей чеховской пьесы, видеозаписями спектаклей и фотографиями постановок. Такой мультимедийный подход, по мнению лектора, способствует лучшему восприятию материала школьниками и вызывает у них эмоциональный отклик.
Лектор детально разобрал такие выразительные средства, как музыка, сценография, свет и мизансцены, пояснив, что они позволяют передать идею спектакля и создать яркий художественный образ. Отдельное внимание он уделил психолого-педагогическим аспектам театральной деятельности в школе.
Режиссер Алина Кушим, выпускница ГИТИСа и легендарной театральной школы Олега Табакова, поделилась, как выбрать материал для постановки со школьниками. Успешность спектакля, говорит она, зависит от эмоциональной вовлеченности режиссера: сюжет должен вызывать у него отклик. Только тогда история станет близкой и понятной зрителям.
Алина Кушим рассказала и про структуру спектакля: обозначила, с чего он начинается, раскрыла понятия «сквозное действие», «контрдействие», «предлагаемые обстоятельства», роль конфликтов. Перед началом работы над постановкой режиссер советует внимательно изучать историческую эпоху, характеры и образы персонажей, биографию автора. Главное, понять его замысел и сверхзадачу спектакля. Помимо теории, участники занимались практикой: определяли событийный ряд в пьесе «Гроза» Островского, романе «Евгений Онегин» Пушкина и шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта».
Отдельно Кушим рассказала про этапы создания школьного спектакля. Речь шла про выбор подходящего жанра, распределение ролей, репетиции, рефлексию и даже ритуалы артистов.
Выпускница Щукинского училища, театральный педагог Елена Дементьева каждый день проводила тренинги по актерскому мастерству. Участники выполняли упражнения на сонастройку, взаимодействие с партнером и работу с эмоциями, раскрепощение, развитие памяти, внимательности и творческого воображения. Помимо этого, они осваивали дыхательные техники, улучшали артикуляцию, учились снимать телесные зажимы. Теперь эти же практики педагоги края смогут внедрять на занятиях с юными актерами.
И это далеко не всё. Участники узнали эффективные способы проведения рефлексии, позволяющие детям глубже осознать и проанализировать приобретённый опыт. Получив ценные знания и практические инструменты, педагоги в группах разрабатывали проекты школьных театральных постановок.
Антон Ткаченко в комментарии отметил, что «БДФ Школа» прошла успешно:
— В Алтайском крае состоялась уникальная коллаборация культуры и образования, и впервые за время существования направления «БДФ Школа», площадкой для проведения стал институт развития образования. Такие события нужны педагогам. На них они вдохновляются, находят решения, узнают о возможностях. Мы поделились лучшим практиками. Уровень подготовленности педагогов края различный — у кого-то он больше, у кого-то меньше, но уровень заинтересованности у всех был на десять из десяти. Нам задавали много вопросов. Опыт показывает, что мысли и идеи, которые мы транслируем, впоследствии оживают на школьных театральных площадках. Самое главное — у педагогов Алтая есть желание создавать с ребятами яркие театральные проекты.
Педагоги выразили благодарность организаторам за возможность профессионального роста и подчеркнули значимость полученной информации.
Валерия Марченко, помощник режиссера школьного театра Алтайского краевого педагогического лицея-интерната:
— С 2019 года я участвую в постановке спектаклей. Театром занимаюсь на любительской основе. Лекции и мастер-классы углубили мои знания о нем. За три дня я поняла, как могу развиваться и раскрываться в этой сфере профессионально.
Анастасия Полковникова, руководитель театра «Калейдоскоп» Повалихинской школы Первомайского района:
— Это была настоящая профессиональная прокачка школьных театральных педагогов. Впечатления от тренингов и лекций очень сильные. Нам дали знания, которые реально можно использовать на практике. То, что я узнала, попробую воплотить в школьных постановках.
Организаторы направления «БДФ Школа» вручили памятные дипломы всем участникам и поблагодарили АИРО за помощь в организации фестиваля. Кроме того, Антон Ткаченко подарил институту экземпляр своей книги «Уроки литературы и театр: возможности цифровой эпохи».
Справка: Большой Детский фестиваль включен в национальный проект «Семья» и проводится в рамках реализации федерального партийного проекта «Культура малой Родины» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры Российской Федерации.
Организаторы специального проекта «ЭХО БДФ — Алтай» — Фонд поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова, Московский Губернский театр, Правительство Алтайского края, Министерство культуры Алтайского края и Алтайский государственный театр кукол «Сказка».





































