[bvi]
[bvi]

В Барнауле завершилась трёхдневная образовательная программа «БДФ Школа»

Более 50 педагогов школьных театров из Алтайского края стали участниками образовательной программы «БДФ Школа». Мероприятие прошло с 21 по 23 апреля в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова в рамках региональной программы Большого Детского фестиваля «ЭХО БДФ — Алтай».

От имени Губернатора Алтайского края Виктора Томенко участников «БДФ Школа» приветствовал заместитель Председателя Правительства региона Юрий Абдуллаев. Он напомнил, что по поручению главы государства в каждой школе страны обязательно должен действовать свой театр. Зампред Правительства также выразил уверенность, что педагоги, получат заряд творческой энергии и желание развивать театр в своих школах.

Команда из Москвы поделилась, как создавать качественные и осмысленные спектакли в школах. Формы работы были различными: очные мастер-классы, лекции, практические занятия, тренинги и даже коворкинг.

Открыл мероприятие исполнительный директор БДФ Игорь Колобов-Тесля. Он рассказал, что фестиваль существует уже 8 лет, а его направлению «БДФ Школа» — один год.

— Театр — важный инструмент развития детей и подростков. Им необходимо погружаться в сферу культуры, независимо от того, какую профессию они выберут. Неважно, станут они в будущем артистами или режиссерами. Они могут стать политиками, строителями или космонавтами. Важно другое: именно театральное искусство учит их взаимодействию, коммуникации, эмпатии, помогает раскрыть творческий потенциал, — объяснил он.

Куратор «БДФ Школа», учитель литературы, заместитель директора по воспитательной работе школы «Золотое сечение», кандидат педагогических наук Антон Ткаченко отметил, что создание школьного спектакля — это сложный процесс, который требует творческого подхода, глубокого понимания педагогики, психологии и театрального искусства, и объяснил, зачем театр нужен школе.

Антон Ткаченко отметил, что по сей день в репертуарах театров России самыми популярными остаются пьесы Островского, Пушкина, Чехова, Шекспира и Гоголя. Лектор подчёркивает, что классика вполне уместна и на школьной сцене, но не стоит игнорировать произведения современных авторов. Особо он рекомендовал, подбирать для постановок сюжеты, соответствующие возрасту и уровню развития школьников. Также напомнил о жанровом многообразии, посоветовал не бояться сокращать авторские тексты и по-своему их интерпретировать.

Для учителей русского языка и литературы Антон Ткаченко провел отдельный мастер-класс на тему «Вишнёвый сад»: читаем или смотрим?». Он рассказал им, каким образом цифровые ресурсы могут быть полезны при изучении драматургии на уроках. Например, предложил знакомить учеников со сценической историей чеховской пьесы, видеозаписями спектаклей и фотографиями постановок. Такой мультимедийный подход, по мнению лектора, способствует лучшему восприятию материала школьниками и вызывает у них эмоциональный отклик.

Лектор детально разобрал такие выразительные средства, как музыка, сценография, свет и мизансцены, пояснив, что они позволяют передать идею спектакля и создать яркий художественный образ. Отдельное внимание он уделил психолого-педагогическим аспектам театральной деятельности в школе.

Режиссер Алина Кушим, выпускница ГИТИСа и легендарной театральной школы Олега Табакова, поделилась, как выбрать материал для постановки со школьниками. Успешность спектакля, говорит она, зависит от эмоциональной вовлеченности режиссера: сюжет должен вызывать у него отклик. Только тогда история станет близкой и понятной зрителям.

Алина Кушим рассказала и про структуру спектакля: обозначила, с чего он начинается, раскрыла понятия «сквозное действие», «контрдействие», «предлагаемые обстоятельства», роль конфликтов. Перед началом работы над постановкой режиссер советует внимательно изучать историческую эпоху, характеры и образы персонажей, биографию автора. Главное, понять его замысел и сверхзадачу спектакля. Помимо теории, участники занимались практикой: определяли событийный ряд в пьесе «Гроза» Островского, романе «Евгений Онегин» Пушкина и шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта».

Отдельно Кушим рассказала про этапы создания школьного спектакля. Речь шла про выбор подходящего жанра, распределение ролей, репетиции, рефлексию и даже ритуалы артистов.

Выпускница Щукинского училища, театральный педагог Елена Дементьева каждый день проводила тренинги по актерскому мастерству. Участники выполняли упражнения на сонастройку, взаимодействие с партнером и работу с эмоциями, раскрепощение, развитие памяти, внимательности и творческого воображения. Помимо этого, они осваивали дыхательные техники, улучшали артикуляцию, учились снимать телесные зажимы. Теперь эти же практики педагоги края смогут внедрять на занятиях с юными актерами.

И это далеко не всё. Участники узнали эффективные способы проведения рефлексии, позволяющие детям глубже осознать и проанализировать приобретённый опыт. Получив ценные знания и практические инструменты, педагоги в группах разрабатывали проекты школьных театральных постановок.

Антон Ткаченко в комментарии отметил, что «БДФ Школа» прошла успешно:

— В Алтайском крае состоялась уникальная коллаборация культуры и образования, и впервые за время существования направления «БДФ Школа», площадкой для проведения стал институт развития образования. Такие события нужны педагогам. На них они вдохновляются, находят решения, узнают о возможностях. Мы поделились лучшим практиками. Уровень подготовленности педагогов края различный — у кого-то он больше, у кого-то меньше, но уровень заинтересованности у всех был на десять из десяти. Нам задавали много вопросов. Опыт показывает, что мысли и идеи, которые мы транслируем, впоследствии оживают на школьных театральных площадках. Самое главное — у педагогов Алтая есть желание создавать с ребятами яркие театральные проекты.

Педагоги выразили благодарность организаторам за возможность профессионального роста и подчеркнули значимость полученной информации.

Валерия Марченко, помощник режиссера школьного театра Алтайского краевого педагогического лицея-интерната:

— С 2019 года я участвую в постановке спектаклей. Театром занимаюсь на любительской основе. Лекции и мастер-классы углубили мои знания о нем. За три дня я поняла, как могу развиваться и раскрываться в этой сфере профессионально.

Анастасия Полковникова, руководитель театра «Калейдоскоп» Повалихинской школы Первомайского района:

— Это была настоящая профессиональная прокачка школьных театральных педагогов. Впечатления от тренингов и лекций очень сильные. Нам дали знания, которые реально можно использовать на практике. То, что я узнала, попробую воплотить в школьных постановках.

Организаторы направления «БДФ Школа» вручили памятные дипломы всем участникам и поблагодарили АИРО за помощь в организации фестиваля. Кроме того, Антон Ткаченко подарил институту экземпляр своей книги «Уроки литературы и театр: возможности цифровой эпохи».

Справка: Большой Детский фестиваль включен в национальный проект «Семья» и проводится в рамках реализации федерального партийного проекта «Культура малой Родины» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры Российской Федерации.

Организаторы специального проекта «ЭХО БДФ — Алтай» — Фонд поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова, Московский Губернский театр, Правительство Алтайского края, Министерство культуры Алтайского края и Алтайский государственный театр кукол «Сказка».

С этим читают