В Дни образования прошла научно-практическая конференция краевых профессиональных сообществ учителей-логопедов и учителей-дефектологов Алтайского края

30 октября 2024 года на базе Алтайского института развития образования имени А.М. Топорова в рамках международного форума «Дни образования и науки на Алтае» состоялась научно-практическая конференция краевых профессиональных сообществ учителей-логопедов и учителей-дефектологов Алтайского края «Повышение качества образования в Алтайском крае: вызовы и новые условия».

Мероприятие проходило в очном формате с трансляцией. 45 человек приняли очное участие, а более 50 педагогов участвовали дистанционно.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Марина Сурнина, руководитель отделения по логопедии и дефектологии краевого УМО. Она представила организационно-методические аспекты деятельности методического отделения по логопедии и дефектологии в 2024-2025 учебном году. В том числе обозначила перспективы работы и поделилась результатами участия педагогов в методических объединениях края и их предложениями о создании методических объединений в районах Алтайского края.

Людмила Кочетова, учитель-логопед Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Журавлики», продемонстрировала свой опыт работы с дислексией и подробно остановилась на ее причинах и симптомах развития. Также Людмила Владимировна рассказала о типах восприятия различной по форме информации детьми с дислексией и провела практическое занятие по коррекции дислексии.

Наталья Зубаренко, учитель-логопед этого же центра, представила собственные рекомендации по организации педагогической помощи детям, имеющим нарушения письма. Она определила причины, которые могут приводить к нарушениям письменного навыка у детей и рассказала, как бороться с этой проблемой. Наталья Сергеевна подробно рассказала о коррекции дисграфии и дислексии, а в своей практической деятельности она поделилась методами профилактики дисграфии, где большое внимание уделила современному оборудованию – нейропланшету. Также она предоставила полезные материалы для педагогов – фильмы, которые рассказывают о проблематике дислексии, содержат интервью экспертов, истории звезд, родителей и детей с дислексией, а также знакомят с деятельностью Ассоциации родителей детей с дислексией.

Анастасия Шаповалова, учитель-логопед барнаульской школы № 117, выступила с темой «Коррекция почерка у младших школьников с задержкой психического развития». Она поделилась со слушателями алгоритмом педагогической характеристики почерка, примерами чек-листов занятий для обучающихся и рассмотрела примерный вариант занятия по коррекции почерка. В практической части своего выступления Анастасия Юрьевна продемонстрировала задания на ориентировку в пространстве, ритмические игры и упражнения, а также провела двуручное рисование, гимнастику для пальцев рук и работу с буквой.

Мария Ненина, учитель логопед барнаульского детского сада № 221, представила тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в рамках реализации проекта «Картинная галерея в детском саду». Участники мероприятия познакомились с актуальностью, целью и задачами проекта. Мария Николаевна рассказала слушателям о методах работы по развитию связной речи и ознакомлению с живописью. Самым запоминающимся для слушателей оказался метод музыкального сопровождения. Благодаря музыке и своему воображению педагоги «оживили» картины и оказались не просто наблюдателями, а участниками изображенного сюжета.

Ольга Пашкова, учитель логопед барнаульского детского сада № 156, рассказала про «Использование в работе учителя-логопеда нетрадиционных тренажеров для дыхания». Ольга Николаевна рассмотрела причины нарушения речевого дыхания, подробно остановилась на плане работы над ним и продемонстрировала авторские тренажеры в соответствии лексическим темам.

Наталья Палкина, учитель логопед центра развития ребенка барнаульского детского сада № 128, поделились опытом работы в рамках мастер-класса «Использование нейроупражнений и нейрогимнастики в коррекции речи детей с ТНР». Участники конференции активно принимали участие в ее практическом занятии. Они ознакомились с новыми методами развития мелкой моторики, памяти, внимания, чувства ритма, а также с упражнениями для активизация левого и правого полушария головного мозга и межполушарных связей.

Алла Рудакова, учитель-логопед барнаульской школы №51, поделилась методами работы с родителями обучающихся с ОВЗ. Алла Федоровна в своем выступлении затронула тему важности и актуальности комплексной работы с родителями обучающихся с ОВЗ, рассказала слушателям о стадиях принятия родителями проблемы, а также рассмотрела оптимальные формы работы с родителями и поделилась мотивирующими и поддерживающими фразами для семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Наталья Шичкова, учитель логопед барнаульского детского сада № 222, продемонстрировала слушателям, как в рамках конкурсной деятельности «Волшебная азбука» ведется работа учителя-логопеда с детьми и родителями.

Заседание завершилось ответами спикеров на все вопросы участников научно-практической конференции, а итогом конференции стало принятие плана работы и формирование состава отделения на предстоящий 2024-2025 учебный год.

С этим читают