В газете «Вечерний Барнаул» вышел материал о школьных службах примирения

В шестом номере газеты «Вечерний Барнаул» от 19 января 2024 года вышел материал о школьных службах примирения.

В декабре Елена Дронова проводила обучающее занятие с активистами школьных объединений и волонтерами. Фото из архива АИРО.

Наладить отношения

Школьные службы примирения – один из эффективных механизмов урегулирования конфликтов.

Юлия НЕВОЛИНА

Первые отдельные службы, использующие восстановительные подходы в решении конфликтов между детьми, педагогами и родителями, появились в стране в начале нулевых. Постепенно эта практика стала разрастаться во всех регионах России, в том числе и в Алтайском крае. Сегодня ее активно используют около половины школ региона.

Нужен посредник

Конфликты всегда были, есть и будут в любом коллективе. Школьная среда – не исключение. Здесь проблеме необязательно нужно быть серьезной, чтобы выйти из берегов. Все может начаться с неправильной подсказки на уроке, использования кличек, неудачного опыта списывания или случайного толчка на перемене. Нередко такие мелочи вырастают в конфликт между родителями, претензии в адрес учителя и школы в целом.

Один из эффективных механизмов решения подобных ситуаций – школьная служба примирения. Для нашего общества он является относительно новым и пока не самым востребованным. Все чаще люди предпочитают решать проблемы силой своего голоса или авторитета, полностью уходя от конфликта и замалчивая его, самостоятельно выбирая пути решения. Не то что дети – взрослые не всегда понимают, насколько полезен в таких ситуациях посредник. Их обучение проводят в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова.

На протяжении нескольких лет мы реализуем проект по научно-методическому сопровождению школьных служб примирения, – рассказывает декан факультета управления развитием образования АИРО Елена Дронова. – Его задача – подготовка и сопровождение педагогов в работе с детьми, которые находятся в конфликте с законом, со сверстниками, с любыми другими людьми. Мы не готовим профессиональных медиаторов, поскольку в штатное расписание школы они на данный момент не входят. Работаем с любыми педагогами вне зависимости от профессионального статуса и занимаемой должности – учим реализовывать восстановительные программы, конструктивно решать столкновения, не доводить ситуации до крайностей.

В числе основных принципов деятельности службы примирения – рассмотрение ситуации по заявлению, в том числе устному, и полная конфиденциальность. Опыт в решении разных ситуаций в нашем регионе тщательно собирают, обобщают и транслируют сотрудникам школьных служб примирения.

В 2017 году у нас появился методический сборник, составленный при содействии тогда педагога-психолога, ныне директора барнаульского лицея № 2 Екатерины Фоминской. Именно ею была создана одна из первых школ примирения в Барнауле, – рассказывает Елена Дронова. – Вместе мы собрали кейсы по успешному урегулированию вопросов с мигрантами, конфликтов в социальных сетях и других ситуаций. Они решались не только при участии взрослого, но и с помощью методики «равный – равному» – при поддержке сообщества школьников-добровольцев. Наиболее эффективно они работают в части профилактики конфликтов.

Кстати, в числе барнаульских первопроходцев внедрения служб примирения – лицей № 3. На базе этого учреждения в свое время была создана региональная инновационная площадка по развитию восстановительных технологий и практик.

Требует внимания

Не во всех школах есть ресурсы для создания служб примирения. Такие учреждения имеют право привлекать специалистов сторонних организаций. В частности, представителей ассоциации профессиональных медиаторов Алтайского края.

Мы работаем с групповыми конфликтами – постоянными драками в классе, оскорблениями, буллингом одного или нескольких детей, – комментирует президент Ассоциации, преподаватель кафедры менеджмента в образовании АИРО Елизавета Ионина. – Когда это происходит не разово, а повторяется вновь и вновь, влияние оказывается и на учебный процесс, и на комфорт учителя, детей, родителей. В классе устанавливается нездоровая атмосфера. В таких случаях наши специалисты работают долговременно, еженедельно проводя групповую работу. Наша задача, так сказать, погасить пожар, повлиять на какую-то конкретную ситуацию. Важно, чтобы восстановительная среда, культура общения, диалога внедрялась и поддерживалась внутри школы на постоянной основе, что как раз и обеспечивают службы примирения. Они все время присутствуют на местах и видят, когда нужно проводить профилактику, чтобы сохранить здоровую обстановку в учреждении.

Есть и прогнозируемые проблемные точки. В частности, поддержка нужна пятиклассникам, когда в класс приходят новенькие, появляются незнакомые педагоги и непривычные правила.

Сейчас службы примирения созданы примерно в 50% школ региона, – приводит статистику Елизавета Ионина. – Хочется большего понимания этой темы на уровне руководства учреждений, чтобы оно делало все возможное для обеспечения работы таких служб, находило возможности для повышения квалификации специалистов. Понятно, что на становление вновь созданной службы нужно время, не всегда ее внедрение дается легко, но все-таки хочется, чтобы это стало для всех привычным и стабильным.

Школы, которые уже вышли на уровень системной работы, подтверждают эффективность практики, – добавляет Елена Дронова. – Об их востребованности говорит и рост числа запросов от педагогов на методическую поддержку в реализации восстановительных программ и практик.

Ее оказывают в АИРО. Ежегодно на базе института повышают квалификацию в этом направлении более 50 специалистов. В декабре прошлого года здесь, при поддержке Уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае и ресурсного центра «Навигаторы детства», реализовали проект «Росподрос», в котором приняли участие активисты школьных и общественных объединений, волонтерских и юнармейских отрядов, профильных психолого-педагогических классов. Барнаул в нем представили учащиеся десяти общеобразовательных организаций.

Сами дети, когда погружались в особенности работы школьной службы примирения, рассматривали конфликтные ситуации и варианты их решения, – говорит Елена Дронова. – В результате ребята пришли к выводу о том, что это необходимый ресурс, который помогает в школе жить дружно. То есть практика признается, понимается и принимается самими детьми, которые могут потенциально стать участниками конфликтных отношений.

При взаимодействии региональной Ассоциации профессиональных медиаторов и АИРО создан тематический телеграм-канал «ШСП Алтайского края». Он ориентирован преимущественно на педагогов, но доступен в том числе и родителям.

С этим читают