1 ноября, в последний день работы форума «Дни образования и науки на Алтае — 2024», в Тальменской школе № 3 прошел методический семинар «Функциональная грамотность: учим и учимся для жизни». Он включал в себя мастер-классы и практикум, на которых участники обменялись опытом, методическими приемами и практиками по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
В семинаре участвовали специалисты муниципальных органов управления образованием, заместители директоров школ, руководители школьных и районных методических объединений, учителя.
С приветственными словами выступили директор Тальменской школы № 3 Татьяна Пивнева, председатель комитета по образованию Кытмановского района Владимир Ершов, заведующий отделом образования администрации Тальменского района Евгений Рожков, заместитель директора по научной и инновационной деятельности Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова Татьяна Райских.
Татьяна Райских обозначила актуальность формирования функциональной грамотности человека в современном мире, которая поможет ему постоянно использовать приобретаемые навыки и знания для решения задач в различных сферах жизни, и отметила:
— На сегодняшний день разработано множество заданий для диагностики уровня сформированности функциональной грамотности и различных ее компонентов: математической, читательской, естественнонаучной и других грамотностей. Эти разработки размещены в открытом доступе во ФГИС «Моя школа» и на сайте ФИПИ, они используются педагогами для оценки функциональной грамотности обучающихся. Сейчас необходимо разрабатывать методические приемы и задания для формирования такой грамотности.
Участники семинара посмотрели видеообращение Марины Кузнецовой, ведущего научного сотрудника лаборатории начального общего образования Института содержания и методов обучения (г. Москва). Оно было записано в этом году, когда она приезжала на региональную Летнюю педагогическую школу по функциональной грамотности «Учим для жизни».
Работа семинара началась с мастер-классов. Учителя школ Заринского образовательного округа поделились опытом по использованию приемов формирования функциональной грамотности. Так, для математиков и физиков мастер-классы по формированию читательской грамотности провели учитель физики Кытмановской школы № 1 Александр Чернобаев, учителя математики Светлана Дулина из Дмитро-Титовской школы и Надежда Сохорева из Петрушихинской школы — филиала Дмитро-Титовской школы. Для учителей биологии, химии, географии мастер-классы дали учитель химии и биологии Тальменской школы № 3 Елена Овсянникова, учитель начальных классов, руководитель центра образования «Точка роста» этой же школы Наталья Полякова, учитель географии и биологии Тальменской школы № 2 Марина Курасова. Опытом формирования читательской грамотности с педагогами также поделилась Ольга Пронина, руководитель муниципального методобъединения учителей русского языка и литературы Кытмановской школы № 1.
Специалисты муниципальных органов управления образованием, директора, заместители директоров, руководителей муниципальных и школьных методических объединений стали участниками практикума «Проектирование модели формирования функциональной грамотности в школе».
Для гостей также провели экскурсию по Тальменской школе № 3.