В газете «Вечерний Барнаул» от 22 ноября 2024 года (№ 175) опубликован материал Юлии Неволиной «Детский ход». В нем рассказано о том, как специалисты АИРО помогают внедрять шахматы в детские сады края. Подробности читайте в материале ниже.
Детский ход
Барнаульских дошколят учат шахматным азам
Семь лет назад в общеобразовательные организации краевого центра зашел Федеральный проект «Шахматы в школе». Позднее его логическим продолжением стало внедрение интеллектуальной игры в детские сады. Правда, пока на уровне педагогических инициатив. Опытные воспитатели видят в этом большую пользу, призывают коллег внедрять практику и выражают готовность делиться наработками.
Действовать в уме
Шахматные доски и фигуры есть во многих детских садах. Главная задача, которую ставят перед собой педагоги, ознакомить ребят с этим видом игры, а не предложить систематические тренировки. Последний формат только начинают широко использовать. Над успешным его внедрением трудятся специалисты Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова, занимаясь разработкой методической части.
– В социальной значимости и пользе проекта не может быть сомнений, убеждена декан факультета управления развитием образования АИРО Елена Дронова. — Шахматы большой ресурс для интеллектуального развития, который помогает совершенствовать логическое мышление, строить стратегии, учит общаться, сосредотачиваться, принимать поражения. Это пригодится в освоении школьной программы и жизни в целом. Не все умеют играть в шахматы и тем более научить этому малышей. Миссия нашего института – помочь инициативным педагогам освоить необходимые методики. Для этого при сотрудничестве с региональной Федерацией шахмат проводим курсы повышения квалификации. Кроме того, сейчас запустили конкурс на лучшее преподавание шахмат, в котором педагоги школ и детских садов могут представить игровые практики обучения шахматам.
Преимущественно учреждения дошкольного образования предлагают развиваться в интеллектуальном виде спорта в формате дополнительных занятий. В барнаульском детском саду №230 такой кружок существует более десяти лет.
– Элементы шахматной игры у нас есть и в образовательной среде, – отмечает заведующий учреждением Елена Ананина. В подготовительных и старших группах размещены магнитные и настольные шахматные доски. Они доступны воспитанникам во время самостоятельной деятельности. Не могу сказать, что педагоги у нас гроссмейстеры. Я и сама этим не отличаюсь, хотя в семье хорошо играют все и муж, и сын с дочерью. Кстати, мои дети освоили игру тоже в детском саду.
Шахматам здесь учит тренер с 25-летним стажем Виктор Белых. Он занимается с малышами дважды в неделю, выводит их на соревнования. Иногда турниры устраивают внутри детского сада. Обычно в них участвует около 20 заинтересованных детей. Виктор Петрович не использует инновационных методик – обращается к давно проверенным и одобренным экспертами. Сначала знакомит воспитанников с фигурами, затем учит правильно ходить, рубить, делать мат в один ход, отличать пат от рокировки.
Тренер согласен с экспертами, которые называют шахматы способностью действовать в уме. По его словам, ее можно развить только в раннем возрасте, именно поэтому лучше с детских лет включаться в процесс. Самый оптимальный возраст четыре-пять лет.
Воспитанники более десяти детских садов краевого центра имеют возможность углубленно изучать шахматы на базе своих образовательных организаций.
Особая специфика
Шахматы зарекомендовали себя как эффективный способ работы с разными категориями воспитанников. В детском саду №56 практику успешно внедрили в группы для детей с нарушениями слуха и недоразвитием речи. В прошлом году учреждение получило статус региональной инновационной площадки по этому направлению.
Как рассказала руководитель сада Людмила Гордеева, углубленно шахматами занимаются 30 детей с ОВЗ. Для них особым образом оформили образовательные пространства и не заставляют часами сидеть над решением шахматной за дачи. Педагоги предлагают разные виды взаимодействия. Кстати, многие методики и дидактические материалы они разработали сами.
– В нашей группе дети с нарушением слуха разной степени, – рассказывает воспитатель Елена Беушева. – Они пришли к нам в старшем дошкольном возрасте на два года. У всех разная речь, кто-то лучше слышит, кто-то почти не слышит. С ними огромную работу проводит наш дефектолог Татьяна Соколовская, остальные педагоги и родители тоже включены в процесс.
Все предметы в группе подписаны: стол, стул, доска, дверцы… С шахматами та же история. Под них оформлен отдельный уголок с магнитной шахматной доской. Рядом размещены картинки фигур с названиями, а также Дактильная азбука – пытаясь произносить звуки, дети параллельно используют жесты.
Для настольных шахмат тоже есть варианты. Альтернативой трехмерным фигурам становятся картинки с надписями. Они тоже разные, например, с липучками. Педагог может попросить ребят приклеить на нее фигуру, соответствующую подписи, или название, которое носит изображенная фигура.
– Наши дети очень любят мелкие детали, поэтому им такое интересно, продолжает Елена Михайловна. – Сейчас мы закрепляем только имена фигур, в дальнейшем будем изучать ходы. Наша задача – не просто научить играть, но и стимулировать речь. Нам важно, чтобы дети прочли написанное и поняли, что прочли, поэтому мы никуда не торопимся.
С речевой группой своя специфика работы – здесь больше работают над дикцией и произношением звуков.
У нас есть центр «Шахматное королевство», – проводит экскурсию воспитатель Лариса Верзакова. Его организовали в 2023 году по запросу воспитанников. Они отлично играли в шашки со сверстниками и взрослыми. Однажды кто-то из них принес шахматы. Увидев интерес детей, подумали: а почему не попробовать? Провели анкетирование среди родителей, они воодушевились. Тогда и начали готовить новые оформления, передвижные подсказки, разрабатывать адаптированные настольные игры. Сейчас ребята обращаются к ним чуть ли не каждый день. Как правило, вечерами – у коррекционной группы плотный график, свободного времени не так много.
В феврале педагоги детского сада №56 проведут стажерскую практику по внедрению шахмат в работу с детьми с ОВЗ. В ее рамках поделятся опытом с заинтересованными коллегами.