Завершилось главное испытание конкурса «Учитель года Алтая – 2025»

19 марта в Барнауле 24 педагога из разных районов и городов Алтайского края в рамках первого тура очного этапа конкурса «Учитель года Алтая – 2025» провели уроки в гимназии № 42. Это было второе конкурсное испытание.

Педагоги должны были продемонстрировать, как они умеют подготовить, провести и проанализировать свой урок. На него отводилось 35 минут.

Часть конкурсантов поделилась с нами, как прошел их урок.

В расписании конкурсного дня урок английского языка в 5-м классе стоял первым. Учитель школы № 114 Барнаула Анастасия Бугаева раскрывала тему «Досуг и увлечения современных подростков (места для отдыха)». Было аудирование, чтение текста. Урок, по словам педагога, не был привязан к учебнику. В рабочих листах ребята отмечали, какое у них любимое место и объясняли почему.

На такую же тему урок английского языка у пятиклассников провела учитель Красногорской школы Красногорского района Марина Ефремова. На уроке получилась живая беседа. Педагог использовала наглядный иллюстративный материал. Учащиеся искали ответы на вопросы: может ли работа и отдых совпадать, а также для каждого ли работа и отдых являются одним и тем же понятием. Решили, что нужно находить баланс между работой и отдыхом.

«Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом» — тема урока учителя биологии лицея «Сигма» Барнаула Елены Зайцевой. Объясняя тему, она использовала иллюстративный и текстовый материал. Десятиклассники решали на уроке нестандартные задачи. Учитель уверена: после ее урока ребята навсегда запомнят, что черепаховый окрас бывает только у кошек.

Русский характер — тема актуальная во все времена, уверена учитель школы № 4 Алейска Ирина Костенко. На уроке литературы она разбирала с восьмиклассниками образ главного героя рассказа Алексея Толстого «Русский характер» и проблему национального характера. Педагог ставила перед собой задачу привести детей к пониманию русского характера, вызвать в них сопереживание герою, которого постигло несчастье, восхищение характером русского человека, чувство гордости за русскую нацию. Урок был наполнен разными формами работы: анализом текста, составлением синквейна, просмотром видеофрагмента гимна «Защитники отечества» в исполнении хора Сретенского монастыря. В конце урока ученики усвоили, в чем сила русского человека и что позволяет ему совершать подвиги.

На уроке биологии восьмиклассников удивляла учитель Алтайской школы Алтайского района № 1 Оксана Миронова. Она рассказывала им про особенности строения млекопитающих. Сперва под музыку из программы «В мире животных» ребята посмотрели видеосюжеты, например, про наклоны моржа, езду медведя на велосипеде. В течение урока дети выполняли исследовательскую практическую работу, выясняя, как строение скелета помогает животным выполнять сложные движения. Итогом работы стала таблица, в которой ученики зафиксировали полученные знания.

Учитель начальных классов Мамонтовской школы Мамонтовского района Наталья Мирошниченко провела урок русского языка у второклассников. Это было повторение уже пройденной темы «Отработка орфограмм, вызывающих трудности». Учитель убеждена, что каждый русский человек должен писать грамотно на своем родном языке, и донесла эту мысль до детей. На уроке они искали ошибку в тексте, разгадывали ребусы, отгадывали, какая орфограмма прячется в словах.

Раскрыть историю создания поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души», рассказать про жизнь и творчество писателя — такая задача стояла перед учителем лицея № 121 Барнаула Гульнарой Нукановой. На уроке литературы она предложила ребятам определить, почему эта поэма — литературный шедевр, который прославил автора. Был сделан вывод, что стать шедевром поэме помогла совокупность факторов, в том числе неповторимый стиль Николая Васильевича, его желание показать русского человека. Урок был наполнен аудио и видеосопровождением. Не обошлось и без нейросети. С ее помощью педагог оживила портрет Гоголя и вложила в его уста слова, которые озвучил актер театра.

Четвероклассники в этот день проходили тему «Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне» на уроке «Окружающий мир». Его провела учитель начальных классов школы № 2 Заринск Галина Пищальникова. Она применила метод исследовательской деятельности. Ребята выполняли разные задания. К примеру, по веткам хвойных деревьев определяли, какое это дерево: пихта, сосна, кедровая сосна, ель или лиственница.

Учитель начальных классов Павловской школы Павловского района Людмила Сусоева провела «Окружающий мир» у второклассников на тему «Заповедники Юга России (Кавказский заповедник)». Это был урок-путешествие. Дети работали в группах с картой. Учитель рассказала им про уникальные места, животный и растительный мир заповедника: реликтовый лес, который произрастает там со времен динозавров, Ачипинские водопады, альпийские луга, и другое.

Учитель Корболихинской школы Третьяковского района Оксана Тарасова дала урок биологии девятиклассникам. Они изучали особенности размножения человека и закономерности наследования признаков. Ребята работали индивидуально и в парах. Смотрели видеофрагмент из фильма «Обыкновенное чудо», чтобы ответить на вопрос учителя: какие признаки по наследству не передаются? Правильный ответ: черты характера. Учитель подвела учеников к мысли, что не только наследственность влияет на человека, но и окружающая среда, то есть условия, в которых он растет.

Первый из цикла урок про Василия Шукшина в 11-м классе провела учитель русского языка и литературы Бочкаревской школы им. Героя Советского Союза Д. И. Шкурата Целинного района Ксения Урайчик. Учитель и ученики обратились к биографии писателя-земляка, разобрали его рассказ «Забуксовал» и выявили черты чудоковатых персонажей. Педагог прибегла к нестандартному приему. Для закрепления новой информации она задействовала разные органы чувств учеников, используя предметы, так или иначе связанных с писателем. Например, ребята попробовали сростинские пирожки, какие пекут на родине Шукшина, понюхали ароматные зерна кофе — писатель много работал по ночам и пил кофе, послушали школьный колокольчик — Василий Макарович какое-то время был учителем русского языка и литературы, а потом директором школы.

Учитель школы № 1 Новоалтайска Константин Яковлев на уроке геометрии в 7-м классе раскрыл тему «Элементы окружности: радиус, хорда, диаметр. Диаметр как наибольшая хорда». Ребята самостоятельно исследовали и выводили свойства хорд, а затем обосновывали свои выводы. Педагог отметил, что использовал в ходе урока прием «Яркое пятно», чтобы материал закрепился в памяти учеников, и прокомментировал: «Когда я готовился к уроку, хотелось обыграть тему интересно. Я обратился к толковому словарю и нашел, что хорда в переводе с греческого — это струна. Решил связать ее с гитарой. Так получился образ, яркое пятно».

Конкурсанты были разделены на три группы, у каждой из них было свое жюри, которое оценивало их по критериям.

Ирина Сачкова, член номинационного жюри первой группы, лауреат краевого конкурса «Учитель года Алтая – 2023», учитель химии школы № 3 Бийска, методист кафедры естественно-научного образования Алтайского института развития образования им. А. М. Топорова:

— Конкурсное испытание «Урок» — одно из центральных испытаний для учителя. Кроме того, что мы оцениваем предметные знания, для нас очень важно, какие приемы и методы использует учитель, чтобы за 35 минут расположить к себе учащихся и открыть им новое знание.

Сергей Полянский, член номинационного жюри третьей группы, лауреат краевого конкурса «Учитель года Алтая – 2004», старший преподаватель кафедры правоведения и методики преподавания социально-экономических дисциплин института истории, социальных коммуникаций и права Алтайского государственного педагогического университета:

— Меня переполняют впечатления. Сегодняшний день показывает, что учителя полностью раскрываются на уроках. Мы видим людей, влюбленных в свою профессию, видим горящие глаза детей в тот момент, когда они открывают новое знание, понимают материал. Вчера, после внеурочного занятия дети подошли к одному из учителей-конкурсантов, обнимали его и не хотели отпускать. Этот момент был очень ярким. Или сегодня, например, было видно, как один из учеников после завершения урока продолжал думать и искать ответы на вопросы учителя.

20 марта девять финалистов, которых выберет жюри, продолжат участие во втором туре. Там их ждут два испытания: «Мастер-класс» и «Педагогическое интервью».

С этим читают