В 2024 году исполнилось 85 лет Алтайскому институту развития образования им. А.М. Топорова. По этому случаю рассказываем о деятельности его подразделений.
Факультет управления развитием образования уже семь лет возглавляет декан Елена Дронова. Сегодня она ответила на наши вопросы.
— Елена Николаевна, как вы определяете миссию факультета?
— Повышение квалификации и методическое сопровождение управленческих и педагогических кадров, способных к реализации проектного управления. Мы поддерживаем наших коллег, работающих в системе образования Алтайского края, в разработке и реализации проектов.
— Что это за проекты и какие задачи они позволяют решить?
— Проекты разные. В их числе проект по сопровождению школ, которые имеют низкие образовательные результаты и работают в сложных социальных условиях, проект развития региональной инновационной инфраструктуры, проект организационно-методической поддержки школьных служб примирения и медиации, программа по развитию личностного потенциала, по наставничеству, «Шахматы в школах». С 2022 года методически поддерживаем советников директоров по воспитанию — «Навигаторов детства». Все эти проекты сегодня являются приоритетными в системе образования. Они направлены на повышение качества образования и воспитательной работы, содействуют развитию инновационных решений в управленческой и педагогической практике.
— Каких результатов удалось добиться?
— Сложно говорить о результатах, так как эти проекты отличает отсроченный эффект и сами они являются долгосрочными. Но есть те достижения, которыми мы гордимся по каждому проекту.
Наши региональные инновационные площадки, их сегодня 123 и среди них – детские сады, школы, колледжи, учреждения дополнительного образования, НКО. Они являются победителями и призерами всероссийских и краевых профессиональных конкурсов, победителями конкурса грантов Губернатора Алтайского края в сфере общего образования, стали участниками всероссийского проекта «Взаимообучение городов», являются стажировочными площадками в муниципалитетах края. Созданное профессиональное сообщество, а это более 150 руководителей и педагогов, ежегодно выпускает методический сборник лучших инновационных практик. На сайте АИРО доступна галерея лучших практик РИП.
Результаты работы по наставничеству достигнуты благодаря продуктивному сотрудничеству с АНО «Сельский учитель» и Клубом лауреатов премии Губернатора Алтайского края им. С.П. Титова. Наша практика включена в «Смартеку» Агентства стратегических инициатив. В этом году практика «Педагогика возможностей сельской школы. Наставничество+» была отмечена памятным знаком победителя на всероссийском форуме в номинации «Эффективные практики педагогического наставничества». По этому направлению успешно реализованы 2 грантовых проекта.
Сотрудничество с Ассоциацией медиаторов Алтайского края с 2023 года позволило выйти на новый качественный уровень сопровождения школьных служб примирения. В крае создано 466 служб примирения и 56 служб медиации. Создан методический актив, работает информационно-консультационная площадка профессионального сообщества.
Самый сложный с точки зрения результативности проект по сопровождению школ с низкими образовательными результатами — это наша боль, радость и успех. Над повышением качества образованиях мы работаем большой командой, вместе с органами управления образованием, кураторами школ и педагогическими коллективами с 2021 года. Стремимся ежегодно выстроить с учетом имеющихся ресурсов адресную помощь. Иногда получается, иногда нет и требуется время для осмысления и генерирования сил для решения задач в сложных социальных условиях. Но, итоги 2024 года нас радуют – в 100 школах повысилось качество образования, список школ с низкими образовательными результатами в сравнении с 2023 годом сократился с 275 до 155 школ. В этом году мы выиграли грант, который позволит апробировать новый формат совместной методической помощи школам с привлечением ресурсов инновационных площадок и наставничества.
С 2022 года усилили работу по направлению «воспитание». Муниципальные и школьные практики управления воспитанием развиваем совместно с региональным ресурсным центром федерального проекта «Навигаторы детства». Это позволяет запускать в регионе новые методические инструменты, причем не только для советников директоров по воспитанию, а в целом для штабов воспитательной работы. В этом году в партнерстве выпустили 3 методических сборника, провели стратегическую сессию и региональную конференцию в рамках краевого плана мероприятий по проведению Года семьи в Алтайском крае.
Достигнутые результаты в сопровождении проекта «Шахматы в школах» позволили в этом году открыть лабораторию развития шахматного образования. Шахматное образование в регионе мы при поддержке Министерства образования и науки Алтайского края развиваем вместе с партнером — краевой Федерацией шахмат, которая нас поддерживает в информационных, организационных и кадровых вопросах. Профессиональное сообщество педагогов по шахматам в системе общего образования развивается. Более 300 школ являются участниками проекта «Шахматы в школах», к проекту присоединились и детские сады. Уже традиционными стали научно-практическая конференция, творческий конкурс и конкурс на лучшее преподавание шахмат, которые выходят за пределы края на всероссийский уровень. В 2024 году начали работу над шахматной игротекой.
— Какие еще задачи стоят перед факультетом?
— Многозадачность — это про нас. Параллельно с проектным управлением реализуем программы повышения квалификации. За прошедшие 7 лет нами разработано и реализовано порядка 50 программ, обучено более 4 тысяч слушателей, 3 программы факультета включены в федеральный реестр. Одна из наших главных задач — вдохновить руководителей и педагогов на реализацию профессиональной деятельности, саморазвитие. Ведь вдохновение — мощный мотиватор для достижения результатов и педагогического творчества и инноватики.
— Что входит в структуру факультета?
— Кафедра менеджмента в образовании и лаборатория развития шахматного образования.
— Большая команда?
— В штате 8 человек, это наш актив профессионалов. В их числе 3 кандидата наук, доцента (Сергей Михайлович Аборнев, Галина Владимировна Говорухина и я), 3 руководителя-практика (Татьяна Валерьевна Бочкарева, Татьяна Владимировна Пивнева, Елизавета Ивановна Ионина), ветеран педагогического труда Софья Валентиновна Евтушевская и магистр, выпускник аспирантуры Алтайского государственного педагогического университета Виталий Игоревич Нестеров. Важно отметить, что опора и поддержка нашей команды — коллеги и партнеры, которые выступают в роли общественных лекторов, тренеров, спикеров, экспертов.
— Каким будет ваше пожелание коллегам в юбилейный для института год?
— Здоровья всему нашему профессиональному сообществу! Жить в гармонии и движении! Удовлетворения и вдохновения в работе! Превращать мечты в цели! И быть первыми, как писал наш земляк Роберт Рождественский.