С 19 по 22 октября 2022 года в Казани на базе Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма прошел Всероссийский форум школьных спортивных клубов. Его провели Министерство просвещения РФ и Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания при поддержке Минспорта России и Правительства Республики Татарстан.
Мероприятие было направлено на формирование нового содержания образовательной работы по развитию физкультурных объединений в учебных учреждениях и обмен опытом между представителями единого педагогического сообщества страны.
На форуме Алтайский край представляла делегация, в состав которой вошли: старший инспектор отдела воспитания, дополнительного образования и оздоровления регионального Министерства образования и науки Анастасия Мальцева, декан факультета воспитания и социализации АИРО им. А.М. Топорова Елена Лопуга, сотрудник Алтайского краевого центра детского отдыха, туризма и краеведения «Алтай» Татьяна Станина, руководитель отделения по физической культуре КУМО, учитель физической культуры новоалтайского лицея №8 Елена Гриценко и руководитель школьного спортивного клуба барнаульской школы № 52 Жанна Черепанова.
В ходе пленарного заседания Министр просвещения РФ Сергей Кравцов затронул основные события в обновлении спортивной инфраструктуры и перспективы развития школьного спорта в стране. Участники обменялись мнениями о возможных путях развития школьных спортивных клубов и методах повышения уровня образования в физической культуре.
— Основными темами встречи с Министром просвещения России стали строительство и ремонт объектов спортивной инфраструктуры, добавление дополнительного урока физической культуры в расписание учащихся. Само мероприятие прошло плодотворно. Было приятно получить от Сергея Сергеевича обратную связь по интересующим вопросам, – подчеркнула Елена Гриценко.
В педагогической среде остаются востребованными темы внедрения и реализации обновленного ФГОС «Учитель – учителю» в образовательной организации, повышения престижа профессии тренера. Отдельное внимание уделили вопросу влияния деятельности преподавателей физической культуры на личностное формирование школьников.
Далее состоялось награждение победителей Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта.
Работу форума продолжили тематические секции. Их ключевыми темами стали вопросы реализации региональных программ детско-юношеского спорта, оказания мер материальной поддержки учителям физической культуры и тренерам, содействия деятельности школьных спортивных клубов в малонаселенных пунктах. Спикеры представили опыт развития профильных проектов в республиках Татарстан и Башкортостан, Ленинградской области и Оренбурге. Во время выступлений неоднократно подчеркивалась необходимость проводить на постоянной основе школьные соревнования и мастер-классы с участием олимпийских и паралимпийских чемпионов, развивать адаптивную физическую культуру. Также доклады спикеров были посвящены изменениям в законодательстве по взаимодействию региональных министерств в развитии школьных клубов, возрождению национальных видов спорта как части общероссийского культурного наследия.
— Особенный интерес вызвала секция, связанная с проведением программ повышения квалификации для преподавателей физической культуры и тренеров. Наши коллеги из региональных институтов развития образования Рязани, Белгорода и Кузбасса представили оригинальные подходы не только к организации деятельности детско-юношеских спортивных клубов, но и к методической разработке обучающих курсов для учителей. В деятельности этих институтов есть свои «изюминки», содействующие профессиональному развитию педагогов. Подобный опыт важен и для Алтайского края. Отрадно, что мы движемся в едином направлении с другими регионами, – отметила Елена Лопуга.
В завершающий день образовательной программы прошли практические мастер-классы по ряду спортивных направлений. Участники форума сошлись во мнении, что школьные спортивные клубы – это неотъемлемая часть отечественного образования, которая положительно влияет на становление учащихся.