В новом учебном году в российская образовательная система столкнётся с масштабными изменениями, направленными на модернизацию учебного процесса и подготовку школьников к современным вызовам.
Обзор нововведений подготовила Ирина Чеверда, заместитель директора по учебно-методической работе Алтайского института развития образования.
Теперь школьники не смогут пользоваться мобильными телефонами и другими средствами связи во время уроков, за исключением случаев угрозы жизни и здоровью. Станут ли учителя собирать телефоны перед уроком или просто попросят хранить их в портфелях — школы решат сами.
В закон «Об образовании» добавили новый пункт — о праве учителей на уважение личного достоинства и защиту от оскорблений и других форм физического или вербального насилия, в том числе интернет-травли. Педагоги смогут направлять письменную жалобу администрации школы и добиваться её рассмотрения.
В 2024 году планируют ввести единый стандарт школьной формы. В Роскачестве уже приступили к составлению требований для нового ГОСТа. Сейчас требования к одежде и внешнему виду учеников прописаны только в уставах школы.
Значительно усилится психологическая поддержка обучающихся. Программы по развитию эмоциональной устойчивости и саморегуляции помогут создать более комфортную образовательную среду.
Важное нововведение — студенты последних курсов педагогических колледжей смогут начать карьеру ещё до завершения учёбы.
В этом году планируется запуск Единого реестра цифровых документов об образовании. Однако на этапе эксперимента цифровые аттестаты и документы не будут иметь юридической силы и будут удаляться после тестирования. В дополнение к этому, школы продолжат внедрять дистанционные технологии и электронные документы, что упростит административные процессы и повысит их прозрачность.
Продолжает набирать популярность интерактивное и практическое обучение. Использование онлайн-игр, симуляций и других цифровых инструментов делает учебный процесс более увлекательным и эффективным.
В школьной программе может появиться ещё один предмет в рамках внеурочной деятельности или внеклассных занятий — «Семьеведение». На занятиях предлагают обсуждать семейные ценности, темы самореализации, психологических травм и формирования здоровых отношений между парнями и девушками. Методические материалы по курсу и учебник разрабатывают в Институте изучения детства, семьи и воспитания. Ставить оценки не планируют.
Минпросвещения предлагает расширить в школе количество образовательных модулей по отдельным видам спорта. В школьную программу по физкультуре предлагают добавить 15 новых дисциплин, в частности, городки, компьютерный спорт, скалолазание, спортивный туризм. Проект приказа опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения. Планируется, что в рамках занятий школьники будут изучать историю этих видов спорта и их правила, научатся работать с инвентарём и выполнять основные элементы. Большинство модулей будет изучаться на усмотрение руководства школы — как часть учебного плана или внеурочно.
Планируется подготовить обновлённую редакцию учебника и контурных карт по географии. В программе должен присутствовать материал о новых территориях: Крым, ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области.
Подчеркнули важность литературы как предмета для интеллектуального и эмоционального развития школьников. Расширили список тем для дополнительного изучения, добавили отечественную и зарубежную фантастику, значительно изменили набор произведений и порядок их изучения. Учителя должны учесть это при составлении рабочей программы.
Решение об отмене ВПР по иностранному языку было принято в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации. Рособрнадзор заявлял, что ВПР не будет проводиться из-за организационных сложностей. Однако появилась информация, что в 2024/2025 учебном году ВПР по иностранным языкам всё-таки пройдёт в 4–8-х и 10-х классах. Иностранный указан как один из предметов по выбору в приказе Рособрнадзора.
Появилось не только новое название дисциплины «Труд (технология)», но и расширен учебный план. «Труд (технология)» будет включать 5 обязательных («Производство и технологии», «Технологии обработки пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3-D моделирование, прототипирование, макетирование») и 3 вариативных модуля («Автоматизированные системы», «Животноводство», «Растениеводство»). В основной школе рекомендовано проводить «Труд» в 5-7 классах — по 2 часа в неделю, в 8-9 классах по 1 часу в неделю. В начальных классах этот предмет включает четыре модуля: «Технологии, профессии и производства», «Конструирование и моделирование», «Информационно-коммуникативные технологии» и «Технологии ручной обработки материалов», где дети будут работать с бумагой, картоном, тканью, пластиком, поролоном и так далее. В начальной школе «Труд» будет проходить один раз в неделю.
С 1 сентября в расписании школьников появится новый предмет — «Основы безопасности и защита Родины» вместо ОБЖ. Суть дисциплины останется той же, добавился новый блок — начальной военной подготовки. Сборы для юношей пройдут после 8 класса (3 дня) и после 10 класса (5 дней). Обучение девушек начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в добровольном порядке.
Уроки обществознания полностью исключат из программы 5-8 классов. Изучать эту дисциплину будут только старшеклассники: в 9 и 10 классе по часу в неделю, в 11 — по два часа. В курс обществознания планируют включить освоение практических навыков, например, в блоке «Общественные коммуникации» будут изучаться правила информационной безопасности. Изменения коснутся только тех школьников, которые пойдут в 5 класс в 2025 году. Для тех, кто уже успел начать курс обществознания, всё останется по-прежнему.
В истории изменения пройдут в два этапа. В 2024/2025 учебном году ФРП на уровне основного общего образования дополнят 17-часовым учебным курсом «История нашего края». С 2025 года произойдет исключение предметной области и учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», курса «Введение в новейшую историю России»; будет увеличено общее число часов на изучение истории с 340 до 476 часов: в 5-8 классах — по 3 часа в неделю при 34 учебных неделях, в 9 классе — по 2 часа в неделю.
— Эти изменения направлены на создание более современной и динамичной образовательной среды, которая позволит школьникам успешно адаптироваться к вызовам будущего. Нововведения требуют активного участия всех сторон образовательного процесса, чтобы обеспечить их эффективную реализацию и достижение поставленных целей, — резюмировала Ирина Чеверда.
Фото из архива пресс-службы АИРО