11 октября 2022 г. в АИРО прошла работа секции «Реализация проекта «Шахматы в школах» в Российской Федерации: опыт регионов» в рамках научно-практической конференции. Модераторами выступили декан факультета управления развитием Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова Елена Дронова, президент краевой федерации шахмат Артем Поломошнов.
Во время работы секции приглашенные эксперты представили доклады о внедрении передовых методик в обучение школьников шахматной игре. В своих выступлениях спикеры затрагивали результаты практической реализации проекта и особенности влияния педагогической составляющей на его реализацию. Тематические презентации и видеоматериалы были посвящены актуальным вопросам преподавания шахмат и продвижения этого вида спорта в регионах.
Профессор МГППУ Виктор Зарецкий и представители шахматного клуба «Вертикаль» Амир Гилязов и Оксана Глухова выступили с докладом про опыт преподавания шахмат в г. Сатке Челябинской области. Именно в этом регионе зародился просветительский проект «Шахматный всеобуч», аналоги которого популярны и в других российских школах. Докладчики презентовали результаты внедрения проекта Виктора Зарецкого «Шахматы для общего развития» в учебный процесс образовательных учреждений города. В процессе обучения особенное внимание уделяется развитию аналитических способностей учеников и поддержке талантливой молодежи, созданию подходящих материально-технических условий для организации спортивных мероприятий. В г. Сатке функционирует шахматный клуб «Вертикаль», чья миссия направлена сохранение и приумножение потенциала каждого воспитанника. Представители этого клуба неоднократно становились победителями и призерами региональных, всероссийских соревнований по спортивным шахматам, участниками областных гроссмейстерских школ. На сегодняшний день шахматный клуб входит в топ-200 лучших социальных проектов, что говорит об его эффективности в образовании.
В докладе руководитель Шахматного ресурсного центра Юрий Богашев поделился опытом развития шахматных кружков в Псковской области. В регионе открылся первый всероссийский центр шахматного образования, на базе которого проходят обучающие мероприятия для школьников, консультации по интеллектуальному виду спорта и исследования его психологического влияния на состояние академической успеваемости. На регулярной основе проводятся курсы повышения квалификации для тренеров и педагогов, международный фестиваль «Река Великая» для начинающих и опытных шахматистов. Особенное место отводится сохранению культурно-исторического наследия г. Опочка, поскольку он является малой родиной автора первого русского учебника шахматной игры Александра Дмитриевича Петрова.
Учитель математики Пушнинской школы Черепановского района Новосибирской области Ольга Фомина представила проект по внедрению азов шахматной игры в регионе и популяризации этого вида спорта среди молодёжи. В своем выступлении она подчеркивала благотворное влияние шахмат не только на академическую успеваемость учащихся, но и на развитие способностей к изучению математических дисциплин и появление неподдельного интереса к точным наукам.
В видеофильме, представленном коллегами из с. Дебесы Республики Удмуртия, выделена просветительская и воспитательная роль проекта «Шахматы в школах» в малочисленных поселениях региона. Продемонстрированный материал показал, насколько глубоко интегрировано шахматное образование в культурную жизнь небольших сел, как младшее и старшее поколение объединяет один вид спорта.
Во второй части секции руководитель программ «Спорт» в Благотворительном фонде Елены и Геннадия Тимченко Лилия Тимурова представила доклад, в котором было описано состояние шахматных клубов в российских регионах и применение педагогических приемов при подготовке спортсменов.
Представители Федерации Шахмат России Дмитрий Олейников и Нина Боденчук в своих докладах подчеркивали позитивное влияние шахматных клубов на развитие инклюзивного образования в отечественных школах, выделили ключевые перспективы развития проекта «Шахматы в школах». Отмечалось, что вовлечение учащихся в этот вид спорта позволит им не только развить интеллектуальные и мыслительные способности, но и преодолеть академическую неуспеваемость и проблемы в общении со сверстниками.
Итогом работы секции стало обобщение всех выступлений докладчиков – участники конференции пришли к выводу, что шахматные турниры способствуют установлению тесных межрегиональных связей и обмену опытом между учебными учреждениями. Отдельно подчеркивалась необходимость развивать таланты юных шахматистов и содействовать популяризации интеллектуального вида спорта.