12 декабря 2023 года в рамках национальной Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года на площадке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» прошел круглый стол «Современные подходы к оценке и мониторингу финансовой грамотности в системе общего образования». Организатором мероприятия стал Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ФМЦ НИУ ВШЭ).
В работе круглого стола приняли участие руководители Научно-исследовательского финансового института Минфина России, Ассоциации развития финансовой грамотности, представители Банка России и благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», межрегиональных и региональных методических центров по финансовой грамотности из Перми, Красноярска, Барнаула, Казани, Курска, Сургута, Москвы.
В ходе дискуссии участники обсудили вопросы организации и методики оценки всероссийских и региональных мониторинговых исследований финансовой грамотности в системе общего образования.
Открыл мероприятие Николай Берзон, директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования. Николай Иосифович в своем приветствии отметил переход к новой Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года и новые задачи центра:
— В период с 2016 по 2023 год региональной сетью Федерального методического центра по финансовой грамотности подготовлено свыше 100 тысяч педагогов. Дальше возникает вопрос — насколько эффективно используется кадровый потенциал? Реализует ли учитель программы и курсы по финансовой грамотности в своей школе?
Региональный опыт мониторинга организации изучения финансовой грамотности в рамках образовательных программ общеобразовательных организаций представил Сергей Красноусов, заведующий сектором Красноярского регионального методического центра. В своем выступлении Сергей Дмитриевич продемонстрировал процедуру и направления мониторинга как элемента оценки наличия условий для формирования функциональной (финансовой) грамотности.
Чулпан Шавалеева, методист Казанского межрегионального методического центра по финансовой грамотности ФМЦ НИУ ВШЭ, заместитель директора Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Казанского федерального университета рассказала об организации мониторинга готовности педагогических работников общеобразовательных организаций к развитию финансовой грамотности обучающихся.
Мария Блок, руководитель Барнаульского межрегионального методического центра по финансовой грамотности ФМЦ НИУ ВШЭ, доцент лаборатории экономической педагогики Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова представила систему заданий формирования и оценки финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций. Разработанная сотрудниками центра система заданий ориентирована на 15-летних школьников и учитывает объективные изменения в оценке качества образования в условиях перехода на новые ФГОС общего образования. В сюжет каждого задания положена жизненная ситуация, приближенная к опыту обучающихся. Диагностический инструментарий включает все предметные области Единой рамки компетенций по финансовой грамотности для школьников и взрослых и отражает все ее образовательные результаты.
Подводя итог работы круглого стола Николай Иосифович отметил интересный опыт каждого региона и значимость мониторинга финансовой грамотности в системе общего образования. Задача Федерального методического центра НИУ ВШЭ и профессионального сообщества — интегрировать лучшие практики и разработать свою национальную методику оценки финансовой грамотности школьников.