Статистика идет в школы: Алтайские педагоги стали участниками экспертного стола в Москве

21 апреля 2025 года в Москве прошел экспертный стол на тему «Российская модель непрерывного статистического образования». Его организовали Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с Общероссийской общественной организацией «Российская ассоциация статистиков».

В дискуссии приняли участие представители Министерства просвещения России и Федеральной службы государственной статистики, специалисты ведущих методических центров системы общего образования, статистики-практики, в том числе преподаватели вузов по направлению подготовки «Статистика» и учителя учебного предмета «Вероятность и статистика».

В число экспертов вошли и представители из Алтайского края. Участниками экспертного стола стали руководитель Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и республике Алтай Ольга Ситникова, заведующий кафедрой математики и методики обучения математике Алтайского государственного педагогического университета Оксана Борисенко, учитель математики Енисейской школы Бийского района Алтайского края и участник апробации статистического сборника «Изучаем Алтайский край. Статистика для школьников» Роман Комаров.

С основным докладом выступил Алексей Пономаренко, директор Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ. Обсуждалось три направления. Участники затронули вопросы преподавания курса статистики в школе, подготовки педагогическими институтами учителей статистики, а также разработки образовательных программ по направлению подготовки «Статистика» в вузах.

Экспертами была отмечена необходимость создания системы непрерывного статистического образования. Внедрение концепции преподавания статистики, по мнению экспертного сообщества, должно происходить с учётом традиционных для российского образования математических методов, современного мирового опыта, экспериментальных наработок, апробации и использования специфических методов обучения. Одно из таких решений – создание статистического портала «КТОМЫ», позволяющего учителю использовать на уроках «Вероятность и статистика» реальные данные о жизни подростков, собранные самими школьниками.

На встрече подвели итоги этого эксперимента, проведенного добровольцами-учителями под руководством исследователей НИУ ВШЭ. В пилотную группу вошли педагоги из Иркутской и Ростовской областей, Красноярского и Алтайского краёв и Донецкой Народной Республики. Учителя представили опыт работы на платформе и дали оценку эффективности ее использования.

Результаты применения данных платформы в Алтайском крае представил Роман Комаров. Он выступил с докладом «Выявление зависимостей на основании массива данных «КТОМЫ». 

– Если школьники научатся анализировать и интерпретировать первичные данные портала, то в будущем они смогут проводить более серьезные исследования, работать с огромным массивом статистической информации, представленной, например, на сайте Росстата и его регионального отделения. Через составление различных статических графиков и моделей, используя ресурсы портала, учитель может сформировать у обучающихся искренний интерес к изучению предмета, одновременно развивая у них критическое и статистическое мышление, а также способность нестандартно мыслить, – объяснил Роман Александрович.

Большинство педагогов-добровольцев представили положительные результаты использования портала в своих образовательных организациях. Пока он доступен только специалистам, участвующим в проекте. Многие участники экспертного стола предложили доработать Всероссийский школьный статистический портал, чтобы все желающие смогли использовать его данные как рабочий инструмент для преподавания статистики.

Запись трансляции экспертного стола можно посмотреть здесь.

Справка: В 2022 году в ФГОС СОО были внесены изменения, в соответствии с которыми курс «Вероятность и статистика» стал обязательным в школьной программе и должен преподаваться с 7 по 11 класс не менее одного часа в неделю. Предметные результаты, которые должны быть достигнуты школьниками в результате изучения курса, в ФГОС СОО, указаны как «умение извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства реальных процессов и явлений; представлять информацию с помощью таблиц и диаграмм; исследовать статистические данные».

С этим читают