Сегодня, 19 марта, в Барнауле в гимназии № 42 состоялось одно из конкурсных испытаний первого тура очного этапа регионального конкурса «Учитель года Алтая — 2024». Каждый из 24 конкурсантов провел внеурочное занятие «Разговор со школьниками». Мы спросили у 12 педагогов, о чем они говорили с обучающимися.
Учитель начальных классов Усть-Калманской школы Татьяна Заяц на занятии рассмотрела гуманизм через цитату Лао-цзы «Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках».
— Мне важно было донести до ребят мысль: прежде чем осудить кого-то, надо понять причину такого поведения. А чтобы никого не осуждать, нужно обладать такими качествами, как доброта, любовь, уважение, милосердие. Они объединяются в одно слово — гуманизм, — сказала педагог.
Через «волшебные очки» она учила первоклассников видеть в людях только хорошее, а в конце занятия подарила им деревянные фигуры в виде сердца, на которых выжжено слово «гуманизм».
Разговор с учениками 1 класса учитель начальных классов Тягунской школы Заринского района Юлия Потапова построила вокруг слов Виктора Астафьева «Жив народ, пока жива его историческая память». Она посвятила занятие памяти о Великой Отечественной войне и семейных реликвиях, которые могут храниться в каждой семье. Для проведения занятия педагог даже облачилась в военную форму. Учитель показал отрывок из художественного фильма «Офицеры», а также вещи, которые принесла с собой: военную фляжку, головной убор, пуховый платок, медаль своего прадеда.
— С детьми я говорила о том, что мы должны отдавать дань уважения ветеранам и из поколения в поколение чтить традиции, — поделилась Юлия Потапова.
На тему «Как научиться нести ответственность?» с пятиклассниками говорил учитель математики школы № 15 города Славгорода Дмитрий Глущенко. На примерах он рассказал, что такое ответственность и к чему могут привести неправильные решения. Так, если перейти дорогу не по правилам может произойти авария, если плохо постричь человека — у него будет плохое настроение, а неправильное решение политика может привести к войне. Педагог исполнил под гитару песню о последствиях войны, а также включил аудиообращение участника СВО, который поделился, как часто ему приходится принимать важные решения, и пожелал детям быть ответственными, хорошо учиться и помнить, какой ценой достается победа.
Учитель истории и обществознания Алтайской школы № 2 Алтайского района Екатерина Фоминых обсудила с пятиклассниками тему «Помогая людям меняем мир». С помощью небольшого эксперимента с чаем и лимоном педагог обратила внимание детей на то, как доброта меняет людей и жизнь вокруг. Кроме этого, учащиеся собирали пазлы с сердцем – символом доброты. Еще она объяснила им, как действует бумеранг добра, и затронула тему волонтерства, рассказав про «Движение первых». Педагог подарила детям книжные закладки с позитивными цитатами и QR-кодами, ведущими на сайт движения.
Занятие учителя иностранных языков барнаульской гимназии № 22 Дарьи Мирошниковой прошло под девизом «Да здравствует мир во всем мире». Учитель поговорила с учениками о Дне Земли, его принято отмечать 22 апреля. На протяжении разговора педагог периодически звонила в колокол.
— В День Земли в разных странах звучит всемирный колокол, призывая людей приложить усилия к защите мира на планете и заботе о природе, животных и людях, — пояснила Дарья Мирошникова. — Я пыталась навести пятиклассников на мысль, что, действуя сообща, можно заботиться о нашей планете, проявляя свою ответственность.
В конце занятия педагог предложила детям написать послания друзьям и родителям с призывом проявлять уважение к планете.
Учитель английского языка барнаульского лицея № 121 Анастасия Пикунова нестандартно подошла к разговору с детьми о важности развития гибких навыков и личных качеств. Занятие прошло с элементами интерактива.
— Мы играли в детективное агентство, которому требовались сотрудники. С пятиклассниками мы обсудили, какими качествами должны обладать кандидаты. Выяснили, что они должны быть вежливыми, наблюдательными, уметь работать в команде. Также пришли к выводу, что, уже обучаясь в школе, нужно стремиться развивать в себе гибкие навыки, которые помогут в учебе. Целью занятия как раз было ориентировать ребят на развитие личностных качеств, — пояснила Анастасия Пикунова.
По словам педагога, детей увлек процесс составления фоторобота с помощью программы Faces 4.0.
Учитель начальных классов Новороссийской школы Рубцовского района Людмила Швадченко познакомила третьеклассников с выдающимися людьми: космонавтом Германом Титовым, хирургом Юрием Теном, ученым-садоводом Михаилом Лисавенко и конструктором стрелкового оружия Михаилом Калашниковым. Главной целью разговора с детьми, по словам педагога, было рассказать им, что Алтайский край знаменит людьми, которые имеют разные национальности. На разных этапах занятия учитель использовала видеопрезентацию и интерактивные игры.
На тему «Дела во благо людей» состоялся разговор учителя русского языка и литературы школы № 17 города Бийска Ольги Царевой с учениками 5 класса.
— В начале занятия мы разобрались, какие дела можно называть делами во благо людей. Потом поговорили о важности созидательного труда. Дети рассуждали, какие профессии полезны обществу и почему. Я назвала им известных людей, которые прославили край — кинорежиссёр, актёр, сценарист, писатель Василий Шукшин, космонавт Герман Титов, педагог и меценат Петр Ершов. А также предложила ребятам подумать, что они могут сделать для общества, — рассказала Ольга Царева.
Занятие завершилось песней «Дорогою добра» из фильма «Приключения маленького Мука».
В начале беседы учитель начальных классов Егорьевской школы Егорьевского района Анна Акуленко предложила третьеклассникам выбрать для себя правила из Кодекса чести, которым они хотят следовать в жизни или уже следуют. Например, всегда говорить правду или помогать другим в беде. Занятие, целью которого было воспитание духовно-нравственных качеств ребенка, сопровождалось презентацией.
«Моя семья — мое богатство» — тема, на которую с семиклассниками говорила учитель биологии Бийского лицея-интерната Юлия Борисова. Она обсудила с учениками значение жизненных семейных ценностей, которые важны во все времена, в их числе взаимопомощь, взаимоподдержка, любовь близких, взаимопонимание.
Педагог показала видеофрагмент выступления президента России на открытии Года семьи, а также видеоряд с картинами русских художников, которые иллюстрируют счастливую дружную большую семью.
— В подростковом возрасте на первый план выходят друзья, а ценность семьи снижается. Думаю, на занятии ребята переосмыслили важность семьи, ведь близкие и родные люди — это те, кто поможет в трудную минуту, — прокомментировала педагог.
Во время беседы на тему «Ценности сквозь века» учитель английского языка Смоленской школы № 2 Смоленского района Грануш Степанян с десятиклассниками определила, что включает в себя генетический код России.
— Мы обсудили из каких ценностей складывается генетический код страны. Ребята отмечали, насколько важно не только накапливать и сохранять код, но и передавать его из поколения в поколение, — сказала Грануш Степанян.
Чтобы показать важность преемственности российских ценностей, школьники написали генетический код России в открытках, которые передадут ученикам начальных классов.
Педагог закончила разговор со старшеклассниками фразой «Время идет, а ценности остаются вечно».
Учитель истории и обществознания Сростинской школы им. В.М. Шукшина Бийского района Оксана Трофимова побеседовала с десятиклассниками о служении родине и ответственности за ее судьбу. После разговора они сделали вывод, что служить родине можно не только став солдатом, но и выбрав другую профессию: строителя, врача, космонавта, изобретателя и так далее.
На конкурсе работало жюри, которое оценивало три группы конкурсантов.
Ирина Николенко, член жюри первой группы очного этапа краевого конкурса, старший преподаватель кафедры менеджмента в образовании Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова, лауреат краевого конкурса «Учитель года Алтая – 2010»:
— Как региональному координатору проекта «Навигаторы детства» мне было особенно интересно смотреть и оценивать внеурочные занятия. Все разговоры со школьниками были основаны на традиционных духовно-нравственных ценностях страны. Для меня важно было увидеть, что учителя смогли расположить к себе детей. И что даже у двадцатиминутного занятия есть событийная составляющая: начало, развивающийся сюжет и окончание. Занятия были наполнены смыслами, идеями, содержанием. Дети не скучали, были в постоянном живом общении, поиске решений, а учителя давали им возможность предполагать, ошибаться и искать пути.
Ирина Сачкова, член жюри второй группы очного этапа краевого конкурса, методист кафедры естественно-научного образования Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова, учитель химии школы № 3 города Бийска, лауреат конкурса «Учитель года Алтая-2023»:
— Мы увидели, что разговор педагогов со школьниками состоялся. Уверена, что дети, уходя с занятия, прониклись темами. Мы оценивали методическую грамотность, коммуникативность, профессионализм, умение педагогов выйти из нестандартных ситуаций. После занятия задавали конкурсантам вопросы, хотели услышать их мнения.
Светлана Романенко, председатель жюри третьей группы очного этапа краевого конкурса, директор Алтайского краевого педагогического лицея-интерната, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Алтайского края:
— Мне нравится, что делают наши педагоги-конкурсанты, насколько глубоко они продумывают тот или иной методический ход, прогнозируют реакцию детей, это значит, что они понимают все психологические и физиологические процессы детского возраста. Да, где-то бывают ошибки, но тот энтузиазм, который у них есть, не позволит алтайской педагогике останавливаться в развитии, и будет приносить плоды и поводы для гордости за учителей Алтайского края.
Завтра, 20 марта, участников ждет второе конкурсное испытание первого тура. Они проведут уроки. По итогам этого испытания станут известны девять конкурсантов, которые перейдут во второй тур.