Новые грани функциональной грамотности

13 марта 2024 года для учителей математики Алтайского края был проведён методический сбор по теме «Функциональная грамотность как результат деятельностного обучения математике».

Зарегистрированными участниками сбора стали более 100 учителей математики Алтайского края. Мероприятие открыли Решетникова Наталья Валерьевна и Гончарова Маргарита Алексеевна. В ходе методического сбора, красной нитью прошла идея того, что знания должны функционировать. Знание – не есть готовый капитал… Знание – это всегда деятельность! (Л.С. Выготский). Другими словами, знать – значит всегда выполнять определенную деятельность или действие, связанное с данными знаниями. 

Участники методического сбора познакомились с уникальным опытом коллег из г. Коломны по формированию функциональной грамотности учащихся, который был подробно представлен Сергей Павлович Хэкало, д.физ.-мат. н., профессор ГОУ ВО МО «ГСГУ», учитель. Сергей Павлович раскрыл систему работы его творческой группы по созданию и апробации в школах своего региона заданий для формирования и диагностики заданий по функциональной математической грамотности. Выступающий акцентировал внимание на том, что практикоориентированные задачи и задания по функциональной грамотности существенно различаются тем, что для первых  просто отыскивается ответ через создание и решение математической модели, а вторые – кроме решения инициируют у учащихся своим содержанием множество дополнительных вопросов, положительно влияющих на развитие мышления.

Татьяна Геннадьевна Рубцова, учитель математики МБОУ «СОШ имени Г. А. Ударцева» Калманского района, тьютор Мобильной сети учителей математики Алтайского края, познакомила с опытом проведения в их школе образовательных событий по функциональной грамотности. Первые шаги в этом направлении были сделаны ею 2 года назад, а на сегодняшний день образовательные события проводятся не только в стенах одной школы, но и между школами Калманского района при поддержке местного комитета по образованию. События дают возможность детям при выполнении заданий применять математику как инструмент, что является важным в деле формирования разных составляющих функциональной грамотности учащихся. Также важными результатами проведения этих событий отмечены следующие: раскрытие потенциала детей, для проявления которого порой бывает недостаточно урочных форм работы, а также поддержание интереса школьников к предмету и создание образовательного поля для совместной доверительной учебной работы команд учащихся и взрослых.

Анна Ивановна Пеннер, учитель МБОУ «Хабарская СОШ», поделилась своей профессиональной историей того, как она стала  экспертом одного из крупных региональных конкурсов «Я реализую ФГОС». В выступлении она обратила внимание на особенности проводимого конкурса, тех, преимуществах, которые он дает учителю, а также актентировала внимание на молодой номинации конкурса, посвящённой предоставлению опыта диагностики и формирования функциональной грамотности, призвав учителей к участию в конкурсе.

На сборе  были также обсуждены вопросы формирования читательской грамотности и включения финансовой грамотности при обучении математике в условиях обновленных ФГОС ООО. 

 Материалы мероприятия:

Сайт «Функциональная математическая грамотность» (СМОТРЕТЬ)

Мероприятие проведено при поддержке фонда грантов Президента РФ (Заявка № 24-1-009002)

С этим читают