12 апреля 2023 года в Барнауле на базе Алтайского государственного педагогического университета в рамках ежегодной конференции «Построение единого естественно-научного пространства системы образования Алтайского края» состоялся методический день «Реализация региональной модели наставничества посредством объединения ресурсов инфраструктуры национального проекта «Образование». Участие в нем приняли 64 представителя школ, в которых центры образования «Точка роста» откроются в этом году.
Организаторами методического дня выступили Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова, Алтайский государственный педагогический университет и его структурное подразделение Педагогический технопарк «Кванториум» им. П.К. Одинцова и Л.А. Одинцовой. Помощь в проведении мероприятия оказали волонтёры АлтГПУ.
Обращаясь с приветственным словом к участникам, ректор Алтайского государственного педагогического университета Ирина Лазаренко отметила, что для развития детей и студентов необходимо объединять возможности инновационных площадок, действующих на базах образовательных организаций.
Начальник отдела методологического сопровождения проектов в сфере общего и дополнительного образования Центра просветительских инициатив Минпросвещения России Дарья Попова в онлайн-обращении сказала, что их организация осуществляет в стране информационно-методическое сопровождение открытия центров «Точка роста». Она отметила передовой опыт Алтайского края в координации деятельности образовательных организаций, входящих в инфраструктуру национального проекта «Образование» (технопарки, кванториумы, центры ДНК, ЦОППы, центры «Талант22», «Точки роста» и другие):
— В регионе ведется большая работа по формированию экосистемы национального проекта «Образование» с использованием всех его инфраструктурных объектов.
Экспертную сессию открыл руководитель Педагогического технопарка «Кванториум» Денис Вайцель. Он рассказал, что технопарк создан для повышения квалификации педагогов, подготовки студентов, проведения профориентационной работы с учащимися, и выразил готовность сотрудничать с центрами «Точка роста».
Заведующий кафедрой естественно-научного образования АИРО Ольга Горбатова проинформировала, какую организационно-методическую поддержку оказывает институт центрам образования «Точка роста» и как ее получить.
Доцент кафедры физики и методики обучения физике АлтГПУ Павел Скулов представил опыт работы кафедры по проведению лабораторных практикумов с цифровой лабораторией «Releon». Одним из ее плюсов спикер назвал большую комплектацию.
Возможности и комплектацию цифровой лаборатории в области нейротехнологий «BitronicsLAB» проанализировал заведующий кафедрой медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности АлтГПУ Артем Пашков. По его словам, она позволяет фиксировать биосигналы организма человека, измерять физиометрические показатели, к примеру, артериальное давление.
Доцент кафедры информационных технологий ИФМО АлтГПУ, один из основателей Ассоциации «Образовательная робототехника в Алтайском крае» Алексей Ушаков представил статистику участия ребят в олимпиадах по программированию роботов. Преподаватель отметил рост количества участников в таких мероприятиях, появление новых конструкторов и, соответственно, олимпиадных заданий и номинаций.
— Уровень подготовленности ребят в робототехнике вырос. Так, за время олимпиады они могут сделать игру — хит 70-х. То есть сегодня они умеют делать то, за что в 70-е годы прошлого века разработчикам платили миллионы, — привел пример Алексей Ушаков.
Студент 4 курса института истории, социальных коммуникаций и права АлтГПУ Владислав Менькин с 2022 года работает учителем обществознания в барнаульской школе № 96. Он поделился, как в этой же школе проходит педагогическую практику в центре естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». В нем он руководит реализацией программы обучения школьников игре в шахматы, а также организует экскурсии ребят в технопарки края, где они расширяют знания, полученные в центре «Точка роста», знакомятся с современным технологическим оборудованием и достижениями науки.
Ученицы 9 класса Егорьевской школы Анастасия Найданова и Татьяна Ахминеева по видеосвязи рассказали, как под руководством учителя физики Сергея Петровских создавали электрогенератор на базе центра «Точка роста».
Завершила сессию руководитель центра образования «Точка роста» Санниковской школы Первомайского района Алтайского края Ольга Собакарь, которая поделилась, что в рамках наставничества их школа организовала со Степовской школой Славяносербского района Луганской народной республики (ЛНР) телемост и мероприятие, посвященное Дню космонавтики. Также она рассказала, какую наставническую помощь оказывает педагогический коллектив Санниковской школы своим коллегам из Луганской народной республики.
После экспертной сессии участники посетили мастер-классы.
Ребята из студенческого клуба цифровых компетенций АлтГПУ осваивают искусственный интеллект и робототехнику с прошлого года. На мастер-классе «ТехноБУМ» они продемонстрировали гостям работу дрона и квадрокоптера, станка для лазерной резки по дереву, паяльной станции, 3D-принтера, видеокамеры 360 градусов, хромакея, оборудования для обучения в дополненной реальности, а также робототехнические наборы Lego. Как отметила заведующий кафедрой теоретических основ информатики АлтГПУ Наталья Тумбаева, технологии плотно вошли в нашу жизнь, поэтому педагогам нужно изучать такое оборудование, чтобы обучать детей с ним работать.
Другая площадка была посвящена созданию мобильных приложений в App Inventor. Учитель информатики Новомоношкинской школы Заринского района Евгений Таловский рассказал, что в этой системе можно разрабатывать приложения для различных целей. К примеру, можно создать приложение для напоминания о днях рождения. Педагог отметил, что его ученики центра «Точка роста», открытого в 2020 году, побеждают в различных соревнованиях, в том числе организованных IT-Кубом.
На третьей площадке прошел мастер-класс «Белки. Ферменты, осуществляющие распад белков» и практикум по интегрированному курсу дополнительного образования «Биохимия, 10,11 классы», разработанном в Зудиловской школе Первомайского района в центре «Точка роста — 2021». Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Березанских сообщила, что курс содержит много информации для исследовательских работ школьников, а также помогает им в подготовке к ЕГЭ.
Об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в открывшихся в прошлом году центрах образования «Точка роста» рассказали на четвертом мастер-классе.
— Мы демонстрируем с коллегами наборы по биологии, химии и физики ульяновского производителя . Представляем Applied Robotics — робот-манипулятор и робот на тележке, а также документы и работы учащихся с научно-практических конференций, — пояснила руководитель центра образования «Точка Роста» барнаульской школы № 97 Дарья Боярищева.
Подводя итоги, участники обменялись мнениями о мероприятии.
Директор барнаульской школы № 72 Тамара Тарасова:
— Центр «Точка роста» в нашей школе откроется в этом году 1 сентября. Мы увидели, как использовать оборудование, получили ответы на вопросы. Считаю, что работать в «Точке роста» должен учитель, который сам заинтересован в том, что делает, хочет заниматься исследовательской работой, познавать новое. Только такой учитель сможет заинтересовать ученика. На мой взгляд, «Точки роста» должны взаимодействовать с научно-исследовательскими институтами для того, чтобы мотивировать учащихся заниматься наукой. Здорово, что для нас проводят такие встречи.