Челлендж, направленный на формирование финансовой грамотности, проходил с 14 марта по 14 апреля 2023 года. Участие в мероприятии приняли более 50 дошкольников, школьников и студентов из Алтайского края, Рязанской и Челябинской областей. Они делились историями появления уникальных денег в своей или семейной коллекции. В течение месяца ребята загружали креативные видеоролики о своих денежных коллекциях на странице «ФинДом – онлайн-школа для детей и взрослых» в социальной сети «ВКонтакте».
По итогам челленджа определились номинации.
«Коллекционер монет Российской империи» — участники рассказывали о монетах 19 века, которые хранятся в их семьях, как и когда эти монеты попали к ним, когда и каким монетным двором были отчеканены. Например, учащаяся 6 класса бийской школы № 25 Елизавета Савинкова рассказала о медной монете номиналом в 2 копейки, отчеканенной на Екатеринбургском монетном дворе в 1824 году; монет было выпущено около 50 млн штук. Коллекционеры называют эту монету «Царица полей», потому что её часто находят при поиске с металлоискателями. Кстати, на 2 копейки в 1824 году можно было купить 200 грамм говядины или воз яблок.
В номинацию «Коллекционер новых денег» были определены участники, которые собирают современные деньги. Так, студентка Алтайской академии гостеприимства Елена Барсукова рассказала о памятной монете номиналом 3 рубля, посвященной 220-летию образования Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Самой популярной номинацией стала «Нумизматика советского периода». К примеру, ученица 3 класса Панкрушихинской школы Валерия Кудрявцева рассказала, что ее родители начали собирать коллекцию более 10 лет назад. Первой стала монета 1936 года номиналом 3 копейки. Сейчас они все вместе увлекаются поиском новых монет и пополняют свою коллекцию.
«Самая разнообразная коллекция» — номинация, участники которой презентовали монеты и банкноты разных времен, событий и стран. Например, ученицы лицея № 17 из Славгорода Наталья Година и Каролина Мородецкая собрали 108 монет и банкнот. В коллекцию входит 60 десятирублевых юбилейных монет 2001-2009 гг. выпуска, 8 десятирублевых монет 2011-2014 гг. выпуска, монеты, посвященные Юрию Гагарину, несколько монет с изображением Михаила Кутузова и других исторических личностей.
Номинация «Владелец спортивной коллекции» собрала владельцев банкнот и монет, посвященных спортивным событиям. Так, Софья Кротикова из Новоперуновской школы Тальменского района представила монеты номиналом 1 рубль, посвященные Олимпийским играм, прошедшим в 1980 году в СССР, и монеты номиналом 25 рублей, посвященные Олимпийским играм в Сочи.
«Коллекционер ценных бумаг» оказалась самой уникальной номинацией.Один из примеров — облигация 1992 года номиналом 1000 рублей из денежной коллекции ученицы бийской школы № 25 Виктории Горшениной. Она рассказала, что облигация Российского внутреннего выигрышного займа была выпущена на 10 лет. Государство продавало такие облигации, чтобы пополнить бюджет и снизить инфляцию. Кроме того, эти облигации считались выигрышными, так как лоты разыгрывались 6 раз в год. Сегодня такую облигацию можно обменять по стоимости всего 1 рубль.
В номинации «Самый юный коллекционер» приняла участие Алиса Губарева из детского сада «Сказка» города Белокуриха. Алиса показала коллекцию своей семьи, которая состоит из 230 монет и 59 банкнот. Коллекция включает в себя монеты, посвященные городам-героям воинской славы России, юбилейные монеты к 70-летию Великой победы, памятные монеты к 200-летию войны 1812 года.
Участники, которые представили в своих сюжетах венгерские форинты, тайские баты, вьетнамские донги и деньги других стран, попали в номинацию «Валютные коллекционеры». Ученик бийской школы № 25 Михаил Копа рассказал о необычной монете из его коллекции — гонконгском долларе. На этой монете изображен цветок баугинии — символ Гонконга, сама монета по форме тоже напоминает цветок.
«Владелец героической коллекции» — в этой номинации оказались те, кто собирает монеты с изображением героев и полководцев. Среди таких коллекционеров — ученица Повалихинской школы Первомайского района София Евсеева. В её коллекции находятся монеты с изображением известных исторических личностей. Например, памятная монета с изображением русского военачальника времен войны 1812 года Дмитрия Дохтурова, еще одна — с изображением русского генерала XIX века Петра Багратиона.
Владельцем самой старой монеты в одноименной номинации стал ученик барнаульской школы № 125 Степан Филиппов. В его коллекции представлена монета Древней Греции — 1 фоллис времен Императора Аркадия III-IV вв н.э.
Победители номинации «Самый творческий коллекционер» — студентки Бийского государственного колледжа Светлана Заболотняя и Маргарита Плетнева. Они презентовали свои коллекции, используя анимацию и иллюстрации.
Некоторые экземпляры своих коллекций студент Алтайского промышленно-экономического колледжа Кирилл Иванов и ученик барнаульского лицея № 129 Степан Литвинов нашли с помощью металлоискателя. Они попали в номинацию «Самые настойчивый коллекционеры».
В номинации «Юный коллекционер-путешественник» ребята представили коллекции, собранные ими в путешествиях по городам России и других стран. По словам ученика школы № 75 города Рязани Захара Иёшкина, его семья очень любит путешествовать, и каждый раз они стараются привозить памятные монеты из всех городов и стран, где бывают. Есть монеты с горнолыжных курортов, где они катались. Семья Захара объехала все города Золотого кольца и привезла из каждого памятные монеты. Кроме того, у них есть монеты, посвященные Чемпионату мира и Европы по футболу, Олимпиаде в Сочи, вхождению Крыма в состав России и многим другим событиям.
Монеты, посвященные космосу, были представлены в номинации «Владелец космической коллекции». Так, коллекция студентки Алтайского промышленно-экономического колледжа Евгении Саловой началась с монеты, посвященной 50-летию первого полета человека в космос.
Все участники онлайн-челленджа «Моя денежная коллекция» получат именные электронные дипломы. Скачать дипломы можно здесь. Познакомиться с денежными коллекциями участников можно по ссылке.
Материал предоставлен лабораторией экономической педагогики Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова.