«Вечерний Барнаул»: От сердца к сердцу

В газете «Вечерний Барнаул» № 94 (5767) от 4 июля 2023 года опубликован материал о результатах Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в СФО.

Светлана ЕРМОШИНА

В Алтайском институте развития образования имени А. Топорова определили победителей межрегионального этапа XVIII Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Члены экспертной комиссии рассказали, как оценивали проекты.

Конкурсная комиссия определила четыре работы, победившие в двух номинациях. За организацию духовно-нравственного воспитания были отмечены Маргарита Калашникова из Иркутска с проектом для начальной школы «От сердца к сердцу», а также коллектив из Канска с духовно-просветительским проектом «Музей открытого доступа» – опытом работы Канской воспитательной колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Лучшие методические разработки в своей предметной области предложили учительница барнаульской школы № 60 Инна Рубашкина (она составила книгу в помощь учителю, преподающему курс «Основы православной культуры») и педагог Железногорского кадетского корпуса Ольга Мацкевич с викториной по православным праздникам. Гран-при удостоена преподаватель АГИК Лариса Гриневич с проектом «Дорога Великого поста».

Заметно, что многие работы связаны с Русской православной церковью.

Я как учитель истории понимаю, что православие – культурообразующая религия русского народа, христианские ценности являются для него фундаментом, — считает Анна Рудь, руководитель отдела просвещения Иркутской епархии, член экспертной комиссии межрегионального этапа.

Сопредседатель конкурсной комиссии, заместитель министра образования и науки Алтайского края Галина Синицына отмечает:

Этот конкурс привлекает людей неравнодушных, глубоко осознающих роль своей педагогической деятельности. И, наверное, не случайно он объединил государственную власть и православную церковь. Сегодня самые убедительные слова можно найти только вместе.

Участники предлагают разработки, выходящие за рамки обычного учебного процесса: книги, сайты, квесты, креативные подходы и форматы – такие проекты и представляют на конкурс

Допустим, в кружке по авиамоделированию можно изучать значение каждой модели самолетов во время Великой Отечественной войны и через это получить образовательный и воспитательный эффект, – говорит иеромонах Трифон (Умалатов), исполнительный директор координационного комитета конкурса, заведующий сектором мероприятий и конкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, президент АНО «Поколение». – Все проекты яркие, просто каждый по-своему. Например, была работа в Севастополе, где педагог собрала письма с фронта, отсканировала их, расшифровала тексты и создала книгу на этих материалах, чтобы познакомить детей с тем, чем жили солдаты на фронте и их родственники, которые ждали в тылу.

Критериев оценки много, от величины охвата и новизны идей до культуры оформления работы. Допускаются только реализованные проекты, потому что конкурсная комиссия оценивает в том числе и воспитательный эффект.

Я тоже учитель «Основ духовно-нравственной культуры народов России», поэтому могу с разных позиций смотреть на работы, – добавляет Анна Рудь. – Интересными получились и книга барнаульского педагога в помощь учителю, преподающему ОПК в 5-6 классах, и викторина по православным праздникам с необычными заданиями от педагога из Красноярского края. У педагога из Иркутской области любопытный проектный подход к духовному просвещению в начальных классах: мини-конференции, к которым дети готовятся вместе с родителями. Творческие находки есть у всех педагогов.

СПРАВКА «ВБ»

Конкурс «За нравственный подвиг учителя» – крупнейший церковно-государственный конкурс в области образования. Он проводится Русской православной церковью совместно с Министерством просвещения России при поддержке полномочных представителей Президента страны в федеральных округах.

С этим читают