23 марта на площадке барнаульской гимназии № 42 для лауреатов номинации «Педдебют — 2023» конкурса «Учитель года Алтая – 2023» состоялось испытание «Публичное выступление». На нем перед молодыми педагогами стояла задача в течение семи минут раскрыть самостоятельно выбранную актуальную проблему и пути ее решения.
Учитель биологии школы № 2 города Заринска Алина Рожкова начала свое выступление, главной темой которого стал поиск ответа на вопрос «Почему я?» с исполнения под гитару фрагмента песни «Костер». Молодой учитель задалась вопросом, почему именно ее призванием стала педагогическая стезя. Эту тему она слышала в дискуссиях своих родителей-учителей, видела огонь в глазах и полную отдачу своему ремеслу. Найти ответы для себя и напомнить своим коллегам, почему они выбрали профессию педагога ей помогло обращение к истории своей профессиональной деятельности.
— Я часть живого организма, потому что школа — это живой объект, где дети — это клетки, функциональные органы — это учителя, а регуляторные системы органов — администрация. Мы все зависим друг от друга, питаем, доставляем кислород клеткам. В свою очередь без клеток нас бы не было, — метафорично сказала Алина Владимировна. — Почему я? Потому что педагоги — это сердце. Даже несмотря на то, что мы устаем и иногда опускаем руки, мы автоматически отбиваем ритм. От того, какой пульс мы дадим ребенку, будет зависеть его успешность в будущем.
Кроме того, лауреат рассказала, что центр «Точка роста» является благоприятной площадкой для совместной исследовательской деятельности, позволяет повысить интерес к изучению предмета, удовлетворить личные потребности. Конкурсант также отметила, что волонтерское экологическое направление «Движение первых» является очень важным, так как с детства помогает ребенку развить важные экологические привычки.
Теме чтения школьников посвятила свое выступление учитель истории барнаульской школы № 126 Елена Гринина. Придя в школу, она обнаружила, что у детей маленький словарный запас и не четкое формулирование мыслей. Опрос показал, что дети читают, но не классическую литературу. Для решения сложившейся ситуации педагог решила использовать проектную деятельность:
— При изучении темы культура, которая идет после каждого раздела в учебниках по истории, я предлагаю учащимся рассматривать ее через проекты. Их школьники должны наполнить содержанием. Например, «Поэты серебряного века». Ребенку необходимо представить краткую биографию автора и одно-два его произведения, которые нужно проанализировать с точки зрения литературы. Иногда нашим школьникам помогают учителя русского языка, но в конечном итоге учащийся должен сделать собственный вывод. Главная суть метода заключается в том, что для воплощения проекта детям необходимо прочитать произведение.
Учитель русского языка и литературы бийской школы № 20 с углубленным изучением отдельных предметов Анастасия Ермакова продемонстрировала видеоролик о важности проявления чувств родителя к ребенку. В нем она подняла опрос взаимоотношений не только детей и родителей, но и миссии учителя в современном мире.
— В силу коммуникативного голода и одиночества складывается тенденция, что современные школьники ищут общение, понимание, любовь и тепло там, где его априори быть не может — в официально-деловой сфере. В следствии этого меняется миссия учителя, педагог становится не просто наставником или образовательным куратором, он становится действительно другом, частью семьи, в некоторой степени наставником по жизни. Миссия учителя расширяется с формата «предмета» до формата «жизнь», — отметила лауреат.
Анастасия Евгеньевна считает, что ее главное педагогическое достижение связано с тем, что за год работы в школе, она научилась видеть в детях личностей со своими особенностями, характером и внутренним миром. Она отметила, что к каждому ученику нужен индивидуальный подход и ее задача его найти.
Председатель клуба «Учитель года Алтая», лауреат конкурса «Учитель года Алтая — 2013» Елена Казанина прокомментировала прошедшее испытание:
— Проблемы, которые подняли педагоги, все актуальные, каждый по-своему предложил выход из ситуации. Я не видела конкурсантов на предыдущих испытаниях, но сегодня все участники вызвали положительные эмоции. Молодые педагоги очень яркие и талантливые, они поразили своей уверенностью, очень четко и понятно излагая мысли, что очень порадовало. Мне кажется, опытные педагоги волнуются гораздо сильнее, чем молодые. Хочется таких учителей к себе в школу.
Член жюри, победитель номинации «Педагогический дебют – 2021», учитель английского языка бийской гимназии № 11 Анна Сурова поделилась впечатлением от выступлений:
— Каждый из участников постарался затронуть струны души жюри, заставить вспомнить их те эмоции, чувства и ощущения, которые в последствии повседневной рутины забываются, вспомнить для чего мы работаем, нашу миссию к чему мы должны стремиться в будущем.
Завтра, 24 марта лауреаты «Педагогического дебюта – 2023» вместе с тремя лауреатами конкурса «Учитель года Алтая – 2023» пройдут общее испытание «Пресс-конференция «Вопрос учителю». После этого, в концертном зале «Сибирь» состоится торжественная церемония, где огласят имена победителей.