С 1 сентября 2024 года в расписании уроков начальной и основной школы появится новый предмет «Труд (технология)», который заменит существующий сейчас предмет «Технология». С целью подготовки учителей к реализации федеральной рабочей программы нового учебного предмета в КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова» 21 мая 2024 г. прошел «круглый стол», на котором выступили
- Леонтьева О.В., методист кафедры естественно-научного образования КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова», руководитель отделения по технологии краевого УМО.
- Соловьев Е.Д., учитель технологии МБОУ «СОШ № 52» г. Барнаула.
- Кузюра Т.А., заместитель директора КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22».
- Кузнецова Т.В., директор Педагогического технопарка «Кванториум имени К. Д. Ушинского» (г. Бийск).
- Вайцель Д.Э. Руководитель Педагогического технопарка «Кванториум» имени П.К. Одинцова и Л.А. Одинцовой ФГБОУВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул.
- Овчаров А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой технологических дисциплин АлтГПУ.
- Олейников А.Н., ассистент кафедры технологических дисциплин АлтГПУ.
В результате работы «круглого стола» и с учетом содержания Дорожной карты Минпросвещения России по введению учебного предмета «Труд (технология)», регионального плана по введению учебного предмета «Труд (технология)» был выработан план по организационно-методическому сопровождению учителей труда в новом учебном году. Среди мероприятий этого плана:
— обучение педагогов по программе «Обучение учебному предмету «Труд (технология)» в условиях внесения изменения в ФОП ООО»;
— проведение стажерских практик в базовых образовательных организациях по труду: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бийский лицей-интернат Алтайского края»; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г Бийска; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 120»; МАОУ «Лицей № 52» имени Ф. Э. Дзержинского; МКОУ «Поспелихинская СОШ № 2»; МБОУ «Романовская СОШ»; МКОУ «Шарчинская СОШ; Педагогический технопарк «Кванториум» имени П.К. Одинцова и Л.А. Одинцовой ФГБОУВО «Алтайский государственный педагогический университет», г.Барнаул; Педагогический технопарк «Кванториум имени К.Д. Ушинского», Бийск;
— разработка методических рекомендации по преподаванию учебного предмета «Труд (технология)»;
— проведение мероприятий организациями, входящими в инфраструктуру национального проекта «Образование» для учителей труда;
— организационная поддержка школ по участию в грантовых конкурсах;
— обновление содержания на странице отделения по труду краевого УМО;
— проведение серии вебинаров;
— информирование о проведении вебинаров по учебному предмету «Труд (технология)» специалистами ИСРО и др.;
— разработка видеоматериалов для пополнения Банка лучших практик и др.
Работа «круглого стола» завершилась ответами на вопросы слушателей, подключившихся онлайн. В чат поступило около 10 вопросов, касающихся, в основном, двух тем: наличие профессиональных дефицитов у учителей труда, отсутствие современного оборудования. Были вопросы и по содержанию новой федеральной рабочей программы. Далее представлена подробная информация об изменениях обновленной ФРП (2024 г.) в сравнении с ФРП ООО «Технология» 2023 г.
Важнейшие новые особенности уроков труда – их направленность на приобретение обучающимися базовых навыков работы с разными материалами, их знакомство с миром профессий, профессиональное самоопределение.
Всего на основную школу рекомендовано 272 учебных часа по предмету Труд (технология). При этом в 5, 6, 7 классах — по 68 часов в год (2 часа в неделю), в 8 и 9 классах — по 34 часа в год (1 час в неделю). При этом сегодняшние учебники позволяют реализовать большую часть программы.
Школьников научат обращаться с беспилотными летательными аппаратами, создавать графические изображения и воплощать их в жизнь. Кроме обязательных модулей, школы смогут вводить в учебный план вариативные модули. В аграрных регионах это может быть растениеводство или животноводство, в промышленных — автоматизированные системы. Важно, что расширены модули, связанные с черчением и основами графической грамоты, а в модуле «Робототехника» появились разделы о БПЛА.
Получить любые навыки смогут и девочки, и мальчики, строгого разделения на группы по половому принципу не планируется. «Гендерного» деления на уроках технологии давно нет. Но такие разделы как «Технологии обработки конструкционных материалов» и «Технологии обработки текстильных материалов» могут изучаться раздельно, но с частичным ознакомлением и 1 и 2 группой (и девочек и мальчиков), что и было отражено в действующей ФРП по технологии в одном из вариантов примерного распределения часов (т.е. этот вариант близок к тому, когда было гендерное деление).
Другое нововведение — включение в каждый модуль темы «Мир профессий». При этом содержание таких уроков в разных регионах должно отвечать именно их экономическим интересам.
Для обучения практическим навыкам, например работе с металлом или деревом, школы могут использовать как собственную базу, так и базу, например, средних специальных учреждений.
Подведем итоги. Что изменилось:
— новое название предмета «Труд (технология)»;
— новый статус предмета (теперь ФРП непосредственного применения);
— цель уроков труда – воспитание человека труда;
— внесены изменения в количество часов и содержание модулей;
— программу теперь можно дополнять вариативными модулями.
— в связи с повышением статуса предмета, будет осуществляться строгий контроль достижения школьниками образовательных результатов.