В АИРО обсудили вопросы реализации федеральной рабочей программы по учебному предмету «Труд (технология)»

С 1 сентября 2024 года в расписании уроков начальной и основной школы появится новый предмет «Труд (технология)», который заменит существующий сейчас предмет «Технология». С целью подготовки учителей к реализации федеральной рабочей программы нового учебного предмета в КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова» 21 мая 2024 г. прошел «круглый стол», на котором выступили 

  1. Леонтьева О.В., методист кафедры естественно-научного образования КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова», руководитель отделения по технологии краевого УМО. 
  2. Соловьев Е.Д., учитель технологии МБОУ «СОШ № 52» г. Барнаула.
  3. Кузюра Т.А., заместитель директора КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22».
  4. Кузнецова Т.В., директор Педагогического технопарка «Кванториум имени К. Д. Ушинского» (г. Бийск).
  5. Вайцель Д.Э. Руководитель Педагогического технопарка «Кванториум» имени П.К. Одинцова и Л.А. Одинцовой ФГБОУВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул.
  6. Овчаров А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой технологических дисциплин АлтГПУ.
  7. Олейников А.Н., ассистент кафедры технологических дисциплин АлтГПУ.

В результате работы «круглого стола» и с учетом содержания Дорожной карты Минпросвещения России по введению учебного предмета «Труд (технология)», регионального плана по введению учебного предмета «Труд (технология)» был выработан план по организационно-методическому сопровождению учителей труда в новом учебном году. Среди мероприятий этого плана:

— обучение педагогов по программе «Обучение учебному предмету «Труд (технология)» в условиях внесения изменения в ФОП ООО»;

— проведение стажерских практик в базовых образовательных организациях по труду: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бийский лицей-интернат Алтайского края»; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г Бийска; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 120»; МАОУ «Лицей № 52» имени Ф. Э. Дзержинского; МКОУ «Поспелихинская СОШ № 2»; МБОУ «Романовская СОШ»; МКОУ «Шарчинская СОШ; Педагогический технопарк «Кванториум» имени П.К. Одинцова и Л.А. Одинцовой ФГБОУВО «Алтайский государственный педагогический университет», г.Барнаул; Педагогический  технопарк «Кванториум имени К.Д. Ушинского», Бийск;

— разработка методических рекомендации по преподаванию учебного предмета «Труд (технология)»;

— проведение мероприятий организациями, входящими в инфраструктуру национального проекта «Образование» для учителей труда;

— организационная поддержка школ по участию в грантовых конкурсах;

— обновление содержания на странице отделения по труду краевого УМО;

— проведение серии вебинаров;

— информирование о проведении вебинаров по учебному предмету «Труд (технология)» специалистами ИСРО и др.;

— разработка видеоматериалов для пополнения Банка лучших практик и др.

Работа «круглого стола» завершилась ответами на вопросы слушателей, подключившихся онлайн. В чат поступило около 10 вопросов, касающихся, в основном, двух тем: наличие профессиональных дефицитов у учителей труда, отсутствие современного оборудования. Были вопросы и по содержанию новой федеральной рабочей программы. Далее представлена подробная информация об изменениях обновленной ФРП (2024 г.) в сравнении с ФРП ООО «Технология» 2023 г. 

Важнейшие новые особенности уроков труда – их направленность на приобретение обучающимися базовых навыков работы с разными материалами, их знакомство с миром профессий, профессиональное самоопределение.

Всего на основную школу рекомендовано 272 учебных часа по предмету Труд (технология). При этом в 5, 6, 7 классах — по 68 часов в год (2 часа в неделю), в 8 и 9 классах — по 34 часа в год (1 час в неделю). При этом сегодняшние учебники позволяют реализовать большую часть программы.

Школьников научат обращаться с беспилотными летательными аппаратами, создавать графические изображения и воплощать их в жизнь. Кроме обязательных модулей, школы смогут вводить в учебный план вариативные модули. В аграрных регионах это может быть растениеводство или животноводство, в промышленных — автоматизированные системы. Важно, что расширены модули, связанные с черчением и основами графической грамоты, а в модуле «Робототехника» появились разделы о БПЛА.

Получить любые навыки смогут и девочки, и мальчики, строгого разделения на группы по половому принципу не планируется. «Гендерного» деления на уроках технологии давно нет. Но такие разделы как «Технологии обработки конструкционных материалов» и «Технологии обработки текстильных материалов» могут изучаться раздельно, но с частичным ознакомлением и 1 и 2 группой (и девочек и мальчиков), что и было отражено в действующей ФРП по технологии в одном из вариантов примерного распределения часов (т.е. этот вариант близок к тому, когда было гендерное деление).

Другое нововведение — включение в каждый модуль темы «Мир профессий». При этом содержание таких уроков в разных регионах должно отвечать именно их экономическим интересам.

Для обучения практическим навыкам, например работе с металлом или деревом, школы могут использовать как собственную базу, так и базу, например, средних специальных учреждений.

Подведем итоги. Что изменилось:

— новое название предмета «Труд (технология)»;

— новый статус предмета (теперь ФРП непосредственного применения);

— цель уроков труда – воспитание человека труда;

— внесены изменения в количество часов и содержание модулей;

— программу теперь можно дополнять вариативными модулями.

— в связи с повышением статуса предмета, будет осуществляться строгий контроль достижения школьниками образовательных результатов.

С этим читают