Сегодня, 24 марта, в Алтайской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования состоялось заключительное конкурсное испытание «Пресс-конференция «Вопрос учителю года» для лауреатов конкурса «Учитель года Алтая – 2023» и номинации «Педагогический дебют – 2023».
Финалисты должны были продемонстрировать способность к конструктивному диалогу со всеми участниками образовательных отношений и представителями общественности по актуальным вопросам развития системы образования.
Модерировали мероприятие председатель Алтайской краевой организации Общероссийского профсоюза образования, победитель конкурса «Учитель года Алтая – 2001» Юрий Абдуллаев и директор барнаульской школы № 53 Юлия Галкина.
Первыми выступили лауреаты номинации «Педагогический дебют – 2023»: учитель биологии школы № 2 г. Заринска Алина Рожкова, учитель истории барнаульской школы № 126 Елена Гринина и учитель русского языка и литературы бийской школы № 20 Анастасия Ермакова.
Алина Рожкова на вопрос о том, есть ли образовательные технологии, которые помогли бы ребенку самостоятельно повышать уровень образованности, ответила, что наиболее приемлемая для этого технология — это проблемное обучение, ставящее перед ребенком задачу, с которой ему необходимо справиться.
Какие методики вы используете в своей работе и какие результаты это приносит — такой вопрос достался Елене Грининой. Она ответила, что обращается в своей практике к проблемному обучению, а также методу проектов.
Анастасию Ермакову спросили: «В советское время в школе было две оценки, обязательные для оценивания классным руководителям в конце четверти — это отметка за поведение и прилежание. Какой бы вы смысл вложили в оценку за прилежание современному ученику?». По мнению лауреата, «прилежание» включает в себя мотивацию и старание.
На видеовопрос педагога, что ему делать, если родитель считает, что его ребенка неправильно оценивают, Елена Гринина ответила, что можно ознакомить с критериями оценивания задания. Анастасия Ермакова считает, что в таком случае важно показать работу, выполненную ребенком. Алина Рожкова отметила, что система оценивания в педагогической сфере сейчас достаточно прозрачная.
Отвечая на вопрос, нужно ли вводить «Разговоры о важном» для родителей, все конкурсантки сошлись во мнении, что они нужны, но в адаптированном формате.
— Введение «Разговоров о важном» для родителей является обоснованным шагом. Дети — это наше зеркало, они полностью повторяют наше поведение и своих родителей, поэтому очень важен союз школы и семьи, ведь если везде будет один и тот же вектор развития и размышлений по важным государственным вопросам, то это поможет лучше укрепить мысли в умах детей, — обосновала Елена Гринина.
Конкурсантов спросили, согласны ли они с фразой основоположника научной педагогики в России Константина Ушинского: «Учеба не может, и не должна быть простой». Елена Гринина согласна с мнением великого педагога, потому что самое лучшее в жизни достается нелегким трудом, в том числе знания. Алина Рожкова тоже выразила согласие, отметив, что педагоги могут облегчить учебный путь ребенка. Анастасия Ермакова считает, что педагоги должны показать детям и родителям, что главная цель — это саморазвитие на протяжении всей жизни.
На вопрос, как убедить ребенка, что нужно учиться, Елена Гринина ответила, что ему необходимо продемонстрировать чего добился благодаря образованию авторитетный для него человек. В ходе пресс-конференции прозвучал вопрос о том, должны ли родители делать домашнее задание со школьниками. Алина Рожкова считает, что не должны, достаточно контролировать его выполнение.
Мой ребенок не одно дело не доводит до конца, как его научить стать ответственным и надежным человеком? На это вопрос Анастасия Ермакова ответила, что тут может помочь традиционный метод кнута и пряника.
В конкурсном испытании участвовали лауреаты конкурса «Учитель года Алтая – 2023»: учитель физической культуры барнаульского лицея № 73 Данил Белов, учитель английского языка барнаульской школы № 118 Наталья Ворожцова и учитель химии школы № 3 г. Бийска Ирина Сачкова.
Сначала им предстояло ответить на вопросы, связанные с цитатой Константина Ушинского про труд: «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд – лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека».
Свое отношение к трудовому воспитанию прокомментировал Данил Белов. Он определил труд как преодоление себя, а в преодолении себя, на его взгляд, заключается счастье. Поэтому, по его мнению, трудовое воспитание должно быть неотъемлемой частью школьной программы.
Слово труд в современной педагогике заменили на фразы «повышение учебной мотивации», «развитие компетенций», соответственно учитель должен создать на уроке условия для развития учебной мотивации, где ребенку отводится роль потребителя образовательной услуги. Комментируя эту ситуацию в современном образовании, Ирина Сачкова высказала мнение, что ребенка нельзя назвать потребителем такой услуги, поскольку он включается на уроке в учебно-познавательную деятельность, и чтобы добиться успеха и результата, ученику придется сделать усилие над собой.
Наталья Ворожцова не считает, что вернуть трудовое воспитание в российские школы непросто. Она привела пример, что в школе № 118 уже приучают детей к субботникам, и родители благодарят за это педагогов, поскольку тем самым они развивают в детях ответственность и взаимопомощь.
Лауреаты ответили на видеовопросы родителей. Первый звучал так: как увлечь ребенка полезным занятием.
По мнению Данила Белова, сначала нужно понять, какая предметная область интересует школьника, а потом развивать его в ней. Конкурсант рассказал про свой опыт:
— Если ученику легко даются гуманитарные предметы, и он, к примеру, любит литературу, учитель может давать ему творческие задания, мотивировать и поддерживать, придумывать различные формы работы. Если школьник ничем не интересуется, то с ним нужно работать индивидуально, я рассказываю таким ребятам какие-нибудь факты и постепенно заинтересовываю.
Ирина Сачкова посоветовала родителю заниматься с ребенком совместной деятельностью, найти общие увлечения. А Наталья Ворожцова отметила, что ребенка можно отдать в кружок или секцию, а также обратиться за помощью к школьному психологу или классному руководителю.
Другой родитель записал видеовопрос: что делать, если его ребенок стесняется отвечать на уроке. Педагоги озвучили схожее мнение: в такой ситуации требуется индивидуальный подход.
В завершение лауреаты ответили на вопросы учителей.
Как вести себя с активным родителем, который вмешивается в дела класса? Хотя у Данила Белова нет классного руководства, в этой ситуации он порекомендовал коллеге не конфликтовать с родительницей, а, наоборот, предложить ей помочь ему провести школьное мероприятие.
Вопрос, как справиться с шумным классом, достался Ирине Сачковой. В этом случае она посоветовала классному руководителю поговорить с ребятами, а потом поприсутствовать на уроке, чтобы понять почему у учителя нет контакта с учениками.
Отвечая на вопрос коллеги про профессиональное выгорание, Наталья Ворожцова отметила, что если у педагога будет четкий распорядок дня, физическая нагрузка, полноценный сон и увлечение, то у него найдутся время и силы на семью и работу.
В конце пресс-конференции лауреаты конкурса и номинации приняли участие в акции «Талисман добра». Они подписали открытки для военнослужащих специальной военной операции.
Имена победителей огласят в этот же день во время торжественной церемонии в концертном зале «Сибирь».