Проведены мастер-классы и определены лауреаты конкурса «Учитель года Алтая-2023»

Сегодня, 23 марта, завершился второй тур очного этапа конкурса «Учитель года Алтая-2023». Девять педагогов провели мастер-классы, на которых продемонстрировали коллегам эффективный опыт из своей профессиональной деятельности.

Конкурсное испытание проходило в барнаульской гимназии № 42. Каждый из участников за 20 минут рассказал о способах, которые он использует в своей работе, чтобы сделать обучающий процесс интересным и эффективным, и представил личные наработки.

Первым выступил учитель физической культуры барнаульского лицея № 73 Данил Белов. В начале он включил видеофрагмент с выступлением учёной в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания Татьяны Черниговской о том, что важно уметь адаптироваться к меняющимся условиям и необходимо постоянно развивать многозадачность. В ходе мастер-класса «Лес рук» конкурсант продемонстрировал коллегам и жюри, какие упражнения на развитие координации и мелкой моторики, а также на запоминание слов он применяет в работе с детьми. Для этого он использовал подручный предмет — карандаш. По словам учителя, такие упражнения на любом из этапов урока положительно влияют на развитие головного мозга ребенка, формируют межполушарное взаимодействие.

Мастер-класс учителя начальных классов Косихинской школы им. А.М. Топорова Косихинского района Ирины Тамбовских назывался «Работа с родителями». С помощью коллег она инсценировала собрание «Время, проведенное не зря» для родителей первоклассников и рассказала им, каким должен быть родитель школьника. В своем выступлении педагог сравнила ребенка с замко́м, к которому тоже нужно найти «ключ» — подход, слова.

Были предложены задания, чтобы «родители» могли представить себя на месте первоклассников. Одним из заданий было написать фразу на китайском языке. Конечно же, это было очень трудно, ведь родителям незнакомы иероглифы, так и ребенку в первом классе сложно дается обучение письму, поэтому родители должны поддержать ребенка, а не ругать, за то, что у него не получается. Еще одним заданием было нарисовать цветы, и мы увидели, что одинаковых рисунков не было, так же как не бывает одинаковых детей, поэтому сравнивать их с другими нельзя. В качестве третьего задания родителям было предложено похлопать в ладоши одной рукой, у них не получилось. Мы сделали вывод: чтобы получился звонкий хлопок, нужны две руки, так же как при обучении и воспитании ребенка нужно взаимодействие учителя и родителя, — пояснила Ирина Тамбовских.

Следующей мастер-класс «Когда в товарищах согласье есть» показала учитель начальных классов лицея № 2 г. Камень-на-Оби Татьяна Гудкова. Задействуя своих коллег, конкурсантка продемонстрировала на них игровые приемы, которые можно использовать на сплочение как детского, так и взрослого коллектива. Например, один из приемов заключался в том, чтобы предложить детям, которые поссорились, называть друг друга каким-нибудь растением. Этот прием был взят из фильма Георгия Данелия «Джентельмены удачи».

Ирина Сачкова преподает химию в школе № 3 г. Бийска. На мастер-классе она познакомила с технологией, которая помогает построить логико-смысловую модель по теме урока. Педагог предложила присутствующим построить такую модель по теме «Химия в жизни человека». Как пояснила конкурсантка, такая технология нужна для того, чтобы тема стала понятна детям. Педагогическое кредо Ирины Сачковой: «Завтра мы будем жить так, как учим и воспитываем сегодня». Она также сказала, что влюблена в свою профессию, и многие ее выпускники выбирают профессию, связанную с химией, становятся технологами и медиками.

Учитель начальных классов Нижнекаменской школы — филиал Алтайской школы № 1 Алтайского района Лариса Зверева в ходе выступления сказала, что для нее учительское счастье заключается в горящих глазах учеников, и провела метапредметную квест-игру, которую можно использовать во внеурочной деятельности, чтобы обучать ребят в увлекательной форме.

Как делать сложные вещи легкими, поделилась учитель английского языка барнаульской школы № 118 Наталья Ворожцова. Она показала, какие задания предлагает ученикам с разными типами нервной системы, а также разобрала, как работать с детьми с подвижным типом нервной системы. Учитель уверена, что применение приемов, учитывающих топологические особенности личности ребенка, пробуждают в нем внутреннюю мотивацию к изучению предмета. Также педагог применила прием театральной педагогики с использованием крылатых английских фраз из известных фильмов и песен. Он, по ее словам, помогает разнообразить изучение иностранного языка.

«Работа над ошибками или давайте ошибаться правильно» — тема выступления учителя математики барнаульской гимназии № 22 Татьяны Рымарь. Она рассказала, что спросила у детей, каким, по их мнению, должен быть урок. Результатами этого опроса конкурсантка поделилась с другими участниками конкурса. В первую очередь, дети считают, что уроки должны быть интересными, увлекательными, с примерами из жизни. Ученики также добавили, что педагог должен быть добрым, веселым, бодрым и ни в коем случае не должен их оскорблять. Татьяна Рымарь открыла коллегам свои фокусы и приемы, с помощью которых поддерживает интерес учеников к геометрии. Еще педагог поделилась, как поддерживает дисциплину на уроках в старших классах. Обычно она говорит ребятам так: «Можете разговаривать, но ваше место в лучшем вузе страны займет кто-то другой».

Такие приемы приёмы критического мышления на уроках, как синквейн и «Шесть шляп мышления», на мастер-классе с помощью коллег-педагогов рассмотрела учитель начальных классов барнаульской школы № 136 Юлия Безуглова.

Завершил конкурсный день учитель технологии барнаульского лицея № 52 Дмитрий Соловьёв. По его наблюдениям, ученикам, которые относятся к поколению зумеров, интересно учиться в современной пространственной среде. И педагог заинтересовывает их как может. Например, учит применять искусственный интеллект, в том числе модную нейросеть. Для педагогов Дмитрий Соловьев устроил эксперимент с написанием текстов нейросетью и человеком.

Мастер-классы оценивало жюри, в состав которого вошли известные учителя, деятели науки, культуры и искусства, руководители учреждений, профессиональных общественных организаций, победителей конкурса «Учитель года Алтая» и номинации «Педагогический дебют», представители учредителей и родительской общественности.

Член жюри, заместитель председателя комитета по образованию и науке Алтайского краевого Законодательного Собрания Сергей Писарев:

На мастер-классах четко прослеживался высокий уровень подготовленности участников к конкурсу. Оценивать выступления по критериям было легко. В числе критериев, к примеру, методическая подготовленность, инновационная составляющая и возможность использования инновационных составляющих в практике другими педагогами. Эти и другие критерии характеризуют педагога как учителя, как личность, как человека, который трансформирует знания и передает их учащимся. Взаимодействие с родителями, психологическая устойчивость и стрессоустойчивость — всё это свойственно педагогам. Они могут показать свои умения в ограниченное время. Некоторые участники раскрываются очень ярко, красиво, видны лидеры, и это радует.

По итогам мастер-классов определены три лауреата. Ими стали учитель физической культуры барнаульского лицея № 73 Данил Белов, учитель английского языка барнаульской школы № 118 Наталья Ворожцова и учитель химии школы № 3 г. Бийска Ирина Сачкова.

В третьем конкурсном туре, который состоится 24 марта, лауреатов ждет конкурсное испытание «Пресс-конференция. Вопрос учителю года». После этого, в концертном зале «Сибирь» состоится торжественная церемония, где огласят имена победителей.

С этим читают