29 августа 2023 года в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова педагоги из восьми школ Алтайского края показали мастер-классы, посвященные вопросам формирования функциональной грамотности. В очном мероприятии участвовали 49 человек, также велась онлайн-трансляция.
— Функциональная грамотность позволяет применять полученные в школе знания в реальной жизни, найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций. Это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков. Формирование функциональной грамотности — одна из важнейших задач современного образования. Мы все понимаем, что этот процесс достаточно длительный, не одномоментный. Причем он происходит как в урочное, так и во внеурочное время. На мастер-классах педагоги поделились опытом работы по формированию функциональной грамотности учащихся, — пояснила модератор мероприятия, заведующий лабораторией по сопровождению деятельностных практик АИРО Наталья Решетникова.
Учитель начальных классов школы № 19 города Новоалтайска Наталья Горожанкина рассказала, какие средства использует для формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира. Презентация спикера — по ссылке.
Приём «Корзина идей» для развития критического мышления обучающихся рассмотрела учитель начальных классов Кулундинской школы № 1 Татьяна Чугун.
Учитель русского языка и литературы барнаульской гимназии № 80 Марина Ильичева перечислила приемы, которые использует на уроках для формирования языковой функциональной грамотности ребят. Это чтение с остановками, работа с вопросником, бортовой журнал, диктант на засыпку, диктант значений, мозговой штурм и другие приемы. Педагог также отметила, что обращается к материалам сайта ФИПИ. Презентация — здесь.
Учитель иностранного языка барнаульской школы № 31 Ольга Юрова подчеркнула, что уроки английского языка формируют все виды функциональной грамотности: читательскую грамотность, математическую грамотность, естественнонаучную грамотность, финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Спикер обратила внимание, что развитию креативного мышления детей способствовал пятый тур кейс-чемпионата по функциональной грамотности, в апробации технологии которого их школа участвовала в прошлом году. Подробнее — в презентации.
Опыт разработки заданий, направленных на формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка, презентовала учитель Кулундинской школы № 1 Евгения Малородова.
Следующей выступила учитель истории Поспелихинской школы № 1 Поспелихинского района Любовь Мухопад. Она рассказала, что для формирования всех видов функциональной грамотности на уроках в пятом классе применяет пересказ, функциональное чтение, познавательные игры, исторические диктанты, изучение документов и другие средства, а также задания, например, создание ленты времени или определение исторического персонажа на иллюстрации. Наблюдая за пятиклассниками весь прошлый учебный год, педагог заметила, что у них появился устойчивый интерес к предмету. По ее словам, из 14 учащихся восемь умеют работать с информацией, проводить исторические аналогии с современностью, обсуждать события и личностей прошлого, а два ученика могут аргументированно выражать свою точку зрения, ссылаясь на исторические источники. Ознакомиться с презентацией можно по ссылке.
Учителя начальных классов Поспелихинской школы № 2 Поспелихинского района Наталья Мойсиевская и Светлана Буравлева рассказали, что прививают функциональную грамотность на внеурочных занятиях по авторской программе Марии Буряк и Светланы Шейкиной. Спикеры уверены, что решение задач и проведение исследований по этой программе развивает потенциал детей.
Участникам показали видео о фестивале образовательных событий по функциональной грамотности «Мы — вместе», организованном с февраля по апрель этого года лабораторией по сопровождению деятельностных практик совместно с кафедрой математического образования и ИКТ АИРО. Далее опытом формирования функциональной грамотности с помощью образовательных событий поделились учителя математики Ольга Фефелова из школы№12 города Новоалтайска и Татьяна Рубцова из Калманской школы им. Г.А. Ударцева. Они также погрузили коллег, разделившихся на команды, в образовательное событие — онлайн-игру «Давайте порешаем». Материалы для проведения таких событий можно найти на сайте лаборатории по сопровождению деятельностных практик. Презентация учителей математики.
В завершении мероприятия представитель Сбербанка в Барнауле Владимир Галенко анонсировал педагогам осеннюю сессию онлайн-уроков финансовой грамотности для учащихся, которая стартует в сентябре. Организатором проекта является Банк России. Ссылка на презентацию.
Алена Слизова, учитель истории и обществознания Поспелихинской школы № 4:
— Тема формирования функциональной грамотности очень актуальна сейчас. Мероприятие меня заинтересовало еще и потому, что я учусь в магистратуре педвуза и пишу выпускную квалификационную работу, посвященную формированию функциональной читательской грамотности на уроках обществознания. Отметила для себя мастер-класс по проведению образовательного события — учителя математики представили интересную технологию, которую безусловно можно реализовывать не только для формирования функциональной грамотности, но и в иной деятельности. До сегодняшнего дня в своей практике я не применяла подобную технологию и не встречала ее у других коллег.
Эльвира Салимова, советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями барнаульского лицея № 3:
— Мне было интересно узнать, как в разных школах Алтайского края формируют функциональную грамотность у детей, на каких уроках и какие средства применяют. Полученными знаниями поделюсь со своими коллегами, чтобы в нашем лицее развивалась работа в этом направлении.