22 марта 2023 года в Барнаульском государственном педагогическом колледже им. В.К. Штильке состоялось второе конкурсное испытание «Презентация из опыта работы «У меня это хорошо получается» номинации «Педдебют – 2023» конкурса «Учитель года Алтая – 2023».
Член жюри, модератор, председатель Ассоциации молодых учителей «Педагогическая инициатива» Наталья Бабинчук отметила, что это испытание требовало от участников показать умение обобщать накопленный опыт, а также презентовать педагогические находки.
— Специфика конкурса этого года заключается в том, что за каждым участником стоит мощная команда наставников — у кого-то это преподаватели вузов и колледжей, которые они оканчивали, у кого-то наставники на местах в школах, а у кого-то семья, так несколько участников — из педагогических династий. Приятно, что в Год педагога и наставника подобрались конкурсанты с хорошей подготовкой и мощными группами поддержки, — сказала Наталья Владимировна.
Учитель русского языка и литературы Безрукавской школы Варсеник Степанян на презентации опыта рассказала о том, что использует на уроках метод «чтение через ощущение», способствующий формированию читательской грамотности. На ее занятиях учащиеся подбирают к тексту картинки и музыку, создают видеоролики. Это способствует работе воображения, активному взаимодействию с внутренними образами. Также в своей практике она использует прием «мелодекламация» — чтение прозы или стихов под музыку.
В своем учебном учреждении учитель истории и обществознания Харловской общеобразовательной школы Вероника Домненко с учащимися организовала музей. Они сотрудничают с жителями села, которые делятся с ними экспонатами для изучения, участвуют в конкурсах, реконструируют предметы быта. На испытании участница показала видео с мастер-классом по прядению, который прошел в их школе. Член жюри, заместитель директора по научной и инновационной работе АИРО им. А.М. Топорова Татьяна Райских порекомендовала педагогу принять участие в конкурсе школьных инициатив «Я считаю» с целью получения гранта для развития идеи.
Тему использования групповой работы, как приема развития критического мышления раскрыл учитель истории и обществознания Алтайской школы №2 имени Почетного гражданина Алтайского края Ивана Яркина Денис Варламов. Он отметил, что благодаря этому виду деятельности школьники учатся общаться между собой и учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями. Также у учеников формируется точка зрения, оттачивается мастерство отстаивания свое мнение, развиваются чувства товарищества и взаимопомощи.
Для обучения школьников свободной речи на иностранном языке учитель английского языка гимназии № 5 им. Е.Е. Парфенова г. Камня-на-Оби Александра Стурова использует различные приемы. В частности, Guess, who I am (Угадай, кто я). В рамках этой игры, школьник жестами показывает одноклассникам кто он, остальные угадывают. Также педагог отметила, что проводила с учениками урок-беседу о культурах России и Англии. Кроме того, она показала видео с фрагментом сказки The little house, которую поставила с учениками.
Для развития интереса учеников учитель физики барнаульского лицея № 73 Наталья Бортникова презентовала свой опыт интеграции физики в другие учебные предметы. К примеру, она сообщила, что при изучении темы «инерция» можно использовать просмотр немого кино. Когда ученики смотрят такой фильм, одновременно подсчитывают — сколько раз увидели инерцию. При изучении диффузии, конкурсантка зачитывала фрагмент из русских сказок, где баба Яга говорила фразу: «Пахнет русским духом».
Как выстроить урок для формирования функциональной грамотности учащихся рассказал учитель истории и обществознания Михайловского лицея Михайловского района Никита Сердцев. Он отметил, что важно совмещать такие компоненты как «знания», «умения», «отношения и ценности», а также назвал этапы организации урока. В своей работе он использует такие приемы как групповая дискуссия, деловая игра, сюжетно-ролевая игра и выполнение практических задач. Он отметил, что работа с текстами документов развивает навыки интерпретации материала для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Для преодоления страха школьников перед изучением математики и геометрии учитель барнаульского лицея № 52 Варвара Сиуха перекладывает материал в доступные и понятные формы. Например, дроби она с учениками представляет в виде пиццы, которую нужно разделить. Когда дети не могут понять на чем стоит угол, ему пририсовывают ножки для лучшей наглядности.
Как в работе использовать проблемное обучение раскрыла учитель истории барнаульской школы № 126 Елена Гринина. Она отметила, что эта технология позволяет простимулировать самостоятельную познавательную деятельность школьников, благодаря вопросам и задачам, вызывающим противоречие. К примеру, Россия в XVI веке — парламентский путь или самодержавие. Также можно использовать задачи на оценку деятельности конкретной личности: «Руководитель народного восстания Степан Разин — разбойник или защитник народа»? Благодаря этому школьники замотивированы искать ответы.
Учитель биологии школы № 2 города Заринска Алина Рожкова повышает внутреннюю мотивацию учащихся с помощью творческих заданий на занятиях эколого-биологической направленности. На ее уроках дети зарисовывают живые организмы и строения, делают книжки-малышки и создают тематические видеоролики. Кроме того, ее ребята сделали листовки о важности сортировки мусора и смоделировали кормушки. В конце презентации она подарила судьям пишущие ручки с совами, которые сделали ее ученики.
О внедрении элементов коучинга в свой предмет для повышения мотивации обучающихся рассказала учитель русского языка и литературы бийской школы № 20 с углубленным изучением отдельных предметов Анастасия Ермакова. Она пояснила, что коучинг — это способ развивающего взаимодействия, направленный на раскрытие внутреннего потенциала личности путем повышения уровня ее осознанности и эффективности. В его основе лежат принципы «правильности», жизненной актуальности, равноправия и фиксации успеха. Она отметила, что коучинг, как и основоположник дошкольной педагогики в России Константин Ушинский рассматривает ребёнка как ценность.
Член жюри, заведующий кафедрой математики и методики обучения математике АлтГПУ Оксана Борисенко поделилась впечатлениями о прошедшем испытании:
— Несмотря на небольшой опыт, которого порой на презентации недоставало участникам, ребята настолько погружены в разнообразную тематику исследований, что уже имеют результаты не только в плане практических наработок, но и прилично владеют теоретическими знаниями. Участники конкурса очень инициативные ребята, замотивированные на педагогический труд. Они с отдачей и теплом говорят об учебном процессе и своей деятельности в школьной организации, отождествляют себя с этой профессией. Хочется, чтобы они не растеряли свой запал, зажигали не только себя, но и мотивировали нас, опытных педагогов, держаться на уровне молодежи и приобщаться к их идеям и позитиву.
Завтра, 23 марта состоится конкурсное испытание «Публичное выступление» для лауреатов конкурса. Мероприятие пройдет на площадке барнаульской гимназии № 42.