В Барнауле продолжается конкурс «Учитель года Алтая – 2023». Сегодня, 22 марта, в барнаульской гимназии № 42 педагоги провели воспитательные события. Конкурсное испытание прошли 24 человека.
Внеурочное занятие «Мир реальный и мир виртуальный» провел учитель физики Урюпинской школы Алейского района Павел Князев. Семиклассники назвали плюсы и минусы того и другого пространства и пришли к выводу, что проводить время в Интернете нужно с пользой: тратить его не на онлайн-игры, а на образование. Выбор темы педагог объяснил тем, что по его наблюдениям дети слишком много времени проводят в сети, в том числе на переменах, из-за этого у них нередко возникают проблемы с учебой.
О важности soft skills или гибких навыков в профессиональной деятельности и в жизни, с учащимися 10 класса поговорила учитель химии бийской школы № 3 Ирина Сачкова. Участники разговора заключили, что без жестких навыков — hard skills — стать успешным в профессии не получится. Педагог посоветовала гимназистам найти золотую середину между мягкими и жесткими навыками. По мнению Ирины Сачковой, эта тема актуальна для старшеклассников, так как даже для сдачи ЕГЭ на 100 баллов, необходимо владеть жизненными навыками.
Учитель английского языка Кулундинской школы № 2 Кулундинского района Светлана Адильметова считает, что в современном обществе остро чувствуется дефицит совести и нравственности, поэтому решила поговорить на эту тему с ребятами. На занятии девятиклассники размышляли над различными ситуациями из литературных произведений. Они пришли к единому мнению, что жить нужно по совести.
Герой: кто он? На этот вопрос отвечали пятиклассники в ходе внеурочного занятия, проведенного учителем математики Тогульской школы Екатериной Соломниковой.Беседуя с учителем, ребята дали определение герою, назвали качества, которыми он обладает, решили, что героем становятся, а не рождаются. В качестве примеров героев педагог назвала Михаила Кутузова, Александра Суворова, Александра Матросова и Леонида Голикова. Дети также узнали, что для того, чтобы стать героем не обязательно находиться в горячих точках, поступок может совершить в обычной жизни как взрослый, так и ребенок.
Занятие патриотической направленности также провел учитель истории, обществознания и ОБЖ Малоенисейской школы Бийского района Роман Катасонов. Педагог является членом сводно-поискового отряда Белокурихи «Русич» и руководителем военно-патриотического клуба. Он продемонстрировал ребятам азы работы поисковика.
— Показал им, как работать с щупом, лопаткой. Представил небольшую экспозицию, которую привез с моим воспитанником с мест боев из Калужской области. Я ставил перед собой задачу привить любовь детей к историческому прошлому нашего государства. Яркий пример геройской славы — Великая Отечественная война, с неё не вернулось много алтайских земляков. Я рассказал ребятам на каких сайтах они могут поискать информацию о своих родных.
С экрана учеников 7 класса в начале занятия поприветствовала учитель географии Павловской школы Павловского района Ирина Леенсон, а потом вошла в класс, чтобы рассказать им про нереальную реальность и обратить внимание на значимость духовных ценностей. Педагог показала гимназистам футуристические картинки. На одной из них был изображен робот, держащий младенца. Подумав, ученики ответили, что не хотели бы оказаться на месте этого ребенка, сказали, что для них важны такие ценности как материнское тепло и поддержка семьи.
Воспитательное мероприятие на тему «Человеческие ценности» провела в третьем классе учитель начальных классов лицея № 2 г. Камень-на-Оби Татьяна Гудкова.
— Мне хотелось, чтобы дети поняли, что духовные ценности важнее материальных. Мы живем в таком мире, где много соблазнов, и у ребят меняются стереотипы и ценности. Порой они боятся разбить телефон, но не боятся обидеть мать или кого-то из членов семьи. О том, что важно, а что нет, нужно говорить с детьми, пока у них формируется мировоззрение, — прокомментировала Татьяна Сергеевна.
Учитель начальных классов Косихинской школы им. А.М. Топорова Косихинского района Ирина Тамбовских на занятии рассказала ребятам, что преодолевать трудности вместе гораздо легче, чем в одиночку. «Мы разные, но все-таки мы вместе» — так звучала тема занятия. Третьеклассники сыграли в игру на сплочение. Провести занятие на эту тему педагога навела мысль, что нынешние дети в основном общаются через интернет и стали реже общаться друг с другом.
«Единой семьей в родном крае живем» — под таким девизом провела занятие учитель начальных классов школы № 7 города Заринска Марина Ковынева. Она раскрыла некоторые традиции, обычаи и игры национальностей, которые проживают в Алтайском крае. Ребята сыграли в татарскую игру, поздоровались по-осетинки, по-бурятски и по-монгольски, а также сделали многонациональный оберег.
В Год педагога и наставника учитель начальных классов Сидоровской школы Романовского района Людмила Бородихина посвятила занятие теме «Учитель – это профессия или призвание». Педагог раскрыла понятие «учитель», рассказала, в какой момент эта профессия становится призванием и напомнила, что нужно быть благодарным учителю за его труд. Так как в этом году четвероклассники окончат начальную школу, педагог попросила детей написать слова благодарности своему первому учителю и вручить их ему после занятия.
О малой родине с пятиклассниками побеседовала учитель истории и обществознания Михайловской школы № 1 Михайловского района Ирина Кузнецова. Она показала им презентацию о достопримечательностях Алтайского края, провела викторину, вопросы которой были связаны с регионом, а также в игровой форме познакомила с тематическими пословицами. Педагог убеждена, что дети нуждаются в том, чтобы с ними говорили на патриотические темы.
Учитель начальных классов Белояровской школы Топчихинского района Мария Рибзам доказала ученикам 4 класса, что каждое волшебство и чудо в нашей жизни можно объяснить с научной точки зрения. На занятии «Волшебство и наука» педагог поговорила с ребятами о науке, рассказала, кто такие ученые. Также она продемонстрировала им опыт с ньютоновской жидкостью. Потом дети, разделившись на группы, провели опыт: смешали подсолнечное масло с водой и витамином С, и наблюдали за реакцией.
Участники проходили испытания в трех равных группах. Педагогическое мастерство конкурсантов оценивало жюри.
Председатель жюри группы № 3, директор Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова Марина Дюбенкова:
— Завершились важнейшие этапы конкурса: «Урок» и «Воспитательное событие». Конкурсантами были представлены самые разнообразные занятия, интересные технологии и методики. Что главное? Главное то, что все педагоги хорошо ориентируются и знают современные требования к организации учебного и воспитательного процесса. Видно, что шла серьезная подготовка и на уровне школы, и на уровне муниципалитета. Жюри было непросто оценивать занятия, но все-таки мы единогласно пришли к выводу, что все конкурсанты 2023 года группы № 3 показали высокий уровень профессионального мастерства. Ждем победителей!
Председатель жюри группы № 1, директор барнаульской школы № 125, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2013» Алексей Лисин:
— Основное: воспитательное событие не должно пройти незамеченным для детей. Любой ребенок должен выйти с такого занятия с важной мыслью, которую он потом будет еще долго обдумывать и анализировать. На воспитательном событии не должна быть формальная беседа о чем-то. На внеурочном занятии важно раскрыть тему и услышать мнение желательно каждого ребенка. Учитель должен не навязывать одну точку зрения детям, а организовывать широкое обсуждение темы и услышать каждого. Дети самостоятельно делают умозаключения, выводы, подводят итоги. Учитель должен выступать в роли координатора. Мы искали это в каждом конкурсанте. Невозможно сравнить два воспитательных события, даже по одной и той же теме, они всегда проходят абсолютно по-разному.
Член жюри группы № 2, учитель химии Кировской школы Смоленского района, лауреат конкурса «Учитель года Алтая-2016» Зоя Соловьева:
— Критериев для оценки события было много, но для меня самое важное — это эмоциональное отношение детей к происходящему и что они вынесли для себя из воспитательного мероприятия. По глазам и по словам детей сразу видно достучался учитель до ученика или нет.
Девять конкурсантов продолжат участие во втором туре «Учитель-мастер» уже завтра, 23 марта. Им предстоит провести для коллег-участников конкурса мастер-класс, на котором требуется продемонстрировать эффективные способы профессиональной деятельности.