Участники «Учитель года Алтая-2023» провели уроки в рамках первого конкурсного испытания

Сегодня, 21 марта, в барнаульской гимназии № 42 участники очного этапа регионального конкурса «Учитель года Алтая — 2023» проходят конкурсные испытания. В ходе первого тура «Учитель-профессионал» каждый из 24 педагогов провел «Урок». Рассказываем, как провели занятия 12 конкурсантов.

Одним из первых в расписании стоял конкурсный урок учителя физической культуры барнаульского лицея № 73 Данила Белова. На примере волейбола он рассказал старшеклассникам об оценке техники движений, способах выявления и устранения ошибок в технике выполнения. На уроке физкультуры педагог не раз обращался к физике: ребята решили задачу, вспомнили закон сохранения и передачи импульса. По мнению Данила Белова, физика всегда присутствует в нашей жизни, в том числе в спорте. Еще учитель поговорил с ребятами о соблюдении техники безопасности, рассказав историю Галилео Галилея, который пренебрег техникой безопасности, когда смотрел в телескоп за звездами, в том числе солнцем, и в последние годы жизни практически ослеп. Ребята выполнили упражнения и сами определили те ошибки, которые у них есть в технике верхней передачи и нижнего приема мяча, и теперь смогут скорректировать их.

Еще один урок физкультуры, но уже у 8 класса, провела учитель Кытмановской школы № 1 Ольга Ядыкина. Как хореограф по первому образованию, педагог включила в разминку хореографические элементы из современного танца. На занятии она рассмотрела основные тактические схемы футбола и мини-футбола, отработала необходимые для этих игр технические элементы, после чего ребята применили их в игровой схеме. К слову, на днях со своей семьей Ольга Ядыкина заняла второе место среди спортивных семей на XI Всероссийских зимних сельских спортивных играх.

Учитель английского языка барнаульской школы № 118 Наталья Ворожцова, совместив тему «Средства массовой информации. Газета» и аудирование, посвятила урок юбилею Пола Маккартни и творчеству группы Битлз. Девятиклассники узнали, что автору известных песен Полу Маккартни — 80 лет, отвечали на вопросы, слушали песни «Жёлтая подводная лодка» и «Вчера», смотрели мультфильм. Специально для этого урока педагог создала четырехстраничную газету со статьями о музыканте, битломании как явлении, истории группы, текстами песен. Перейдя по QR-коду в газете, учащиеся при желании смогут прочитать на английском языке дополнительную информацию об этих музыкантах. Урок, по словам Натальи Александровны, был направлен на развитие языковой компетенции детей, она приоткрыла им окно в другую страну и мир музыки.

Другой учитель английского языка из школы городского округа ЗАТО Сибирский Ксения Ефанова на уроке «In the park» познакомила третьеклассников с грамматическим временем Present Continuous, визуализировав его. Гимназисты делали аудирование, клеили наклейки, читали текст и отвечали на вопросы с помощью приложения Plickers (Пликерс). Также они приняли участие в видеоразминке, записанной учениками школы, в которой работает педагог.

— Ребята были активными. С урока они вышли со знанием новых лексических единиц, пониманием, как образовать предложение в сложном времени. Как учителю мне было приятно с ними работать, — поделилась Ксения Ефанова.

Учитель начальных классов из Нижнекаменской школы — филиала Алтайской школы № 1 Лариса Зверева провела урок по окружающему миру, на котором систематизировала знания ребят о различиях в условиях жизни домашних и диких животных. Она отметила, что во время урока вообще не использовала учебник, зато ученики узнали, какие существуют передачи про животных, посмотрели фрагменты из выпусков «Диалоги о животных» и «От слона до муравья», а в другом видеоролике им рассказали, как ухаживают за животными на одной из экоферм края. Участие в конкурсе Лариса Владимировна считает достижением своей педагогической деятельности.

Еще один урок в третьем классе, но по литературному чтению, дала учитель начальных классов барнаульской школы № 136 Юлия Безуглова. Ребята познакомились с произведением Евгения Пермяка «Птичьи домики» и краткой биографией автора, научились составлять «тонкие» и «толстые» вопросы, опираясь на книжный сюжет. Педагог применила на уроке игровые приемы. На вопрос, что поняли дети на уроке, они написали: «труд — это жизнь, его необходимо уважать, нужно трудиться хорошо и любая профессия достойна уважения».

С самым популярным и узнаваемым произведением Петра Чайковского «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром», а также концертами Антонио Вивальди и Арама Хачатуряна третьеклассников познакомила учитель музыки Калманской школы Инна Турченко. От нее дети узнали, что концертами называют не только выступления, но и музыкальные произведения. Один из учеников сказал о своем желании послушать классические произведения в филармонии. Для раскрепощения ребят педагог в начале занятия организовала танцы.

Важнейшие соединения кальция с девятиклассниками рассмотрела учитель химии Солонешенской школы Лариса Шишова. На уроке она применила технологию критического мышления. Работая в группах, ребята провели химические эксперименты. А выполняя творческое задание «кластер», учащиеся расширили свои знания, выяснили, какое значение имеет кальций в жизни человека, посмотрели видеофрагменты по теме.

Лариса Николаевна работает в педагогике с 1995 года. Вот что она рассказала о своих достижениях:

В прошлом году в школе открылся центр «Точка роста», там мы с детьми занимаемся внеурочно. Я веду кружок «Юного химика», делаем с учениками опыты, проводим исследования. Химия увлекательна, стараюсь заинтересовывать детей и они зачастую выбирают мой предмет на ЕГЭ.

Учитель информатики Родинской школы № 2 Сергей Пароль участвует в профессиональном педагогическом конкурсе первый раз. Для проведения урока ему выпала уже знакомая ребятам тема — «Ветвления». Сначала педагог повторил ее с восьмиклассниками, актуализировал их знания. Он рассказал им про синтаксис языка, программирование Python и про реализацию кода. Ученикам было дано задание написать различные структуры ветвления, и по словам педагога, у них это получилось. Сергей Сергеевич считает, что очень важно увлечь детей языком программирования, и возможно кто-то из них выберет для себя в будущем профессию в сфере IT.

О правописании частицы «не» с глаголами пятиклассникам рассказала учитель русского языка и литературы Мирной школы Зонального района Елена Казанцева. Она составляла с ребятами информационный буклет на данную тему. При отработке разных умений и навыков педагог работала с пословицами, а также применяла интересные детям облака слов и мемы. Ребята подбирали глагол с правильным лексическим значением к картинкам. Для закрепления темы ученики выполняли индивидуальный тест.

«Понятие площади многоугольника» — такая тема досталась учителю математики барнаульской гимназии № 22 Татьяне Рымарь. Восьмиклассники узнали про определение площади и применяли его для решения задачи. Используя наглядные и практические методы, педагог показала ребятам, как геометрия может пригодится в жизни: на уроке они создали модель беседки. Конкурсантка осталась довольна занятием и похвалила детей за работу.

Учитель технологии барнаульского лицея № 52 Евгений Соловьев познакомил учеников с понятием «развертка», рассказал, как происходит развертка модели и раскрыл алгоритм ее построения. Ребята сделали коробки с помощью специальной программы. По словам Евгения Дмитриевича, учащиеся смогут применить эти знания в жизни для реализации своих проектов.

Жюри состояло из трех групп, каждая из которых оценивала свою группу конкурсантов.

Председатель клуба «Учитель года Алтая», лауреат конкурса «Учитель года Алтая-2013» Елена Казанина:

В этом году жюри видело конкурсантов на заочном этапе, у нас складывается целостная картина об участниках. Что удивило? Качество подготовки уроков. У нас есть такая фишка: мы записываем «педагогизмы», смешные высказывания учителей. В этом году записывать нечего. Конкурсанты грамотно строят речь. Выбрать победителя будет очень сложно.

Заведующий кафедрой естественно-научного образования Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова Ольга Горбатова:

Важно, чтобы сам учитель настроился на высокий результат. Он должен прийти, сосредоточиться и выложиться, потому что ему такой шанс предоставлен, но, к сожалению, не все педагоги так могут. По некоторым коллегам было видно, что методически к урокам они подготовлены хорошо, но сталкиваясь с какой-то проблемой, они терялись и не достигали желаемого эффекта. Учителю очень важно быть эмоциональным, уметь повести за собой школьников, на протяжении всего урока поддерживать их познавательный интерес. Некоторым участникам это удается, некоторым нет. В целом уровень конкурсантов в этом году достаточно высокий, но это не удивительно, так как на очном этапе присутствуют те, кто успешно прошёл отбор. Еще один важный индикатор — реакция детей. Мы смотрели, с какими лицами дети выходили с урока. После одних уроков ребята были довольные, видно, что им было интересно, с других уроков они выходили хмурые, молчаливые.

Директор, учитель географии из барнаульской школы № 114 с углубленным изучением отдельных предметов (математики), победитель краевого конкурса «Учитель года Алтая-2005» Наталья Екшибарова:

Каждый год конкурс показывает нам учителя с новой стороны — учителя, который реализует новые технологии, готов ответить на всевозможные вопросы ученика и отвечает на современные вызовы. На уроках коллеги показывали свои лучшие наработки, приемы и методы, я сделала для себя много открытий. Дети, на мой взгляд, с большим интересом участвовали и всячески старались помочь учителям.

Завтра, 22 марта, участников ждет второе конкурсное испытание, они проведут внеурочное занятие «Образовательное событие». По итогам этого испытания станут известны девять конкурсантов, которые перейдут во второй тур.

С этим читают